Когда я слышу о рациональном/ответственном потреблении, раздельном сборе мусора или об "индивидуальном углеродном следе" от московских блогеров, то понимаю, что меня снова пытаются обмануть. Ребята, хватит лгать себе и окружающим! Самим фактом проживания в мегаполисе вы компроментируете все эти славные, но наивные идеи. Разберём по пунктам, а в конце приведём небольшой мануал по обрубанию хвостов и ответственному потреблению.
1. Россия -- страна, где зимой бывает холодно
Удивительно, но факт -- зимой у нас иногда холодно. Об этом, планируя вторжение, не знали Наполеон и Гитлер, а теперь не знают эко-блогеры. Исторически так сложилось, что основными поставщиками тепла и горячей воды в городах являются ТЭЦ (тепло-электро централи). Огромные электростанции на угле или, в лучшем случае, газе. Чем больше город, тем на большее расстояние надо гнать горячую воду для отопления зданий и для комфортной помывки задницы. А зимой, повторюсь для непонятливых, холодно! Пока вода идёт по трубам, часть тепла неизбежно теряется. Так что за каждым жителем столицы углеродный хвост невиданной длины. Ведь отапливают не только жилые дома, но и метро, и офисы, и социальную инфраструктуру.
2. Люди иногда хотят есть
Ещё одна неочевидная мысль. На настоящий момент в Москве и Московской области проживает более 20 миллионов человек. Для того, чтобы их элементарно накормить требуется огромное количество транспорта на горючем или электричестве. Откуда берётся электроэнергия мы с вами уже знаем -- тоже что-то сожгли. Углеродный хвост растёт после каждого посещения магазина. Но и это далеко не всё. Для хранения и распределения этого гигантского объёма продовольствия необходим складской комплекс -- обычные склады, морозильные камеры, овощные бункеры и т.п. Всё это тоже потребляет электроэнергию: свет, отопление или замораживание. А ещё есть супермаркеты, куда продовольствие с этих складов доставляют. И снова топливо на дорогу и электроэнергия в ТЦ.
3. Городской транспорт
Тут даже объяснять нечего. Жизнь мегаполиса невозможна без личного и общественного транспорта. Даже если сознательный горожанин отказался от личного автомобиля, он остаётся потребителем услуг общественного транспорта. Кроме того, пожарная охрана, скорая, полиция, различные ремонтники и коммунальные службы тоже не пешком ходят и на метро не ездят. Только представьте себе, какую гору автопокрышек снашивает за год столица нашей родины. И снова хвост вырос!
4. Мусор
Наткнулся на статистику, что каждый житель московского региона производит в 2 раза мусора больше, чем средний россиянин. И дело даже не в более высоком уровне потребления (хотя и в нём тоже), а в большей деловой активности. Любая хозяйственная деятельность человека продуцирует отходы: для хранения и транспортировки товара нужна тара, для строительных материалов нужна упаковка, для бытовой химии, которой моют подъезды и холлы ТЦ нужны ёмкости и т.п. То есть, это не горожане такие засранцы на фоне страны, а само содержание огромного города приводит к перепроизводству ТБО. К чему я, собственно? Раздельным сбором и сортировкой бытовых отходов общую проблему мусора не решить.
Обещанный мануал по ответственному образу жизни
Первым делом, переезжаем в пригород Костромы или Рязани. Строим каркасный дом из плит OSB и эковаты -- тем самым участвуем в переработке макулатуры и поддерживаем социально ответственный бизнес.
Дом оборудуем твердотопливным котлом для отопления и горячей воды. Топим его биотопливом -- пеллетами. Это прессованные отходы деревообрабатывающей промышленности с пониженным выбросом твёрдых веществ и хорошей теплоотдачей. И снова мы поддерживаем "правильный бизнес" и защищаем почвы от закисления опилом.
Заводим огород для души и собственных овощей. Куры, коза и кролики -- опционально. За остальными продуктами ходим пешком или ездим на велосипеде на местный рынок. У тамошних бабушек хвостов почти нету.
Вот такого блогера я бы послушал)