На картинке изображён город Бостон, в США, затопленый патокой в 1919 году.
Как это произошло? Какими были последствия? Что вообще такое патока? Заинтересовал? Тогда давай те разбираться.
Предыстория:
В Америке у многих городов есть второе имя. Например:
Лос-Анджелес - Город Ангелов;Лас-Вегас - Город Грехов, а вот Бостону со вторым названием не так повезло. Бостон - Город бобов. Потому что в Бостоне долгое время было очень популярно блюдо: "фасоль запечённая в патоке".
Если взять сахарный тростник, выжать из него сок, а потом выпаривать по определённой технологии, то мы получим кристализованный сахар, которым можно подсластить чай или покормить тараканов за плинтусом. Это и есть Патока.
На её основе можно производить алкоголь. А в Бостоне в те года её было навалом. Рабы на Карибских островах производили сахарный трастник, а с ним и патоку. Это всё отвозилось в Бостон, где из неё делали ром. Который продавали в Африку за новых рабов и отвозили уже их на Карибские острова. И так по кругу.
Даже после отмены рабства в США, Бостон всё равно остался крупным производителем рома. А патока стала всё чаще использоваться обычными жителями, так как сахар для многих был дорогим удовольствием.
Итак, патока прибывала на кораблях к причал в Бостоне, а от туда по железной дороге отправлялась на завод, где в неё кидали дрожжи. Они превращали сахар в различные спирты. А потом из них, с помощью процесса дестиляции выделяли этанол, необходимый для производства алкоголя.
Так, хорошо, теперь мы знаем что делает на кухне батин самовар.
Алкоголь всегда пользовался спросом, но в начале XX века случилось то, что подняло спрос ещё выше. Первая мировая война (1914).
В войне нужен порох, а для его производства нужен спирт. Теперь патоку в Бостон нужно было возить куда большими объёмами. И компания сделала заказ почти на 2.500.000 литров патоки. Но где это всё хранить?
Танкер не будет ждать неделю, пока поезд не вывезет весь груз. Поэтому было решено построить огромную цестерну на 9.500.000 литров. Диаметром почти 30 метров, а высотой 15 метров.
Цистерну построили, но на заполнение её водой для проверки времени не было. Ну, не про подать же добру. И без всяких проверок в неё начали заливать патоку. И бак начал протикать. Но никто не расстроился, даже наоборот. Это была сладкая новость для всех жителей района, которые ежедневно стали подходить к баку и набирать себе патоку, для личного пользования.
Но компании ничего умнее в голову не пришло, чем покрасить цистерну в тёмно коричневый цвет, чтобы замаскировать протечки. Но протечек это не устронило. Тем более, бочка невероятно скрипела и издавала страшные звуки каждый раз когда в неё заливали новую патоку. Это продолжалось до 1919 года.
Война уже закончилась, но спрос на спирт не упал, а опять вскочил, так как через год в США должен был вступить в силу сухой закон.
Был январь. В цистерне находилось 4.000.000 литров охлаждённой патоки. В этот день привезли ещё 5.500.000 литров.
Прошёл день, второй. Бочка ужасно скрежетала, но за прошедшие года все к этому привыкли. И вот, наступил день "Х".
15 января:
В один миг. Пулимётной очередью из бака повыбивало заклёпки. И 9.500.000 литров патоки вырвались на свободу. Очевидцы увидели 5 метровую волну несущююся на них со скоростью 15 м/с. Патока крушила всё на своём пути. Она снесла здания, железнодорожные пути, она заливалась в подвалы.
- Самая большая проблемы была в том, что патока в охлаждённом состоянии очень вязкая. Поэтому, люди и животные попавшие под эту волну уже не могли выбраться без посторонней помощи. Но люди которые пытались помочь другим тоже застревали. Многие умерли, попросту задохнувшесь. Погиб 21 человек, ранены 150.
Причиной стал процесс брожения в бочке, который нагнетал углекислый газ (CO2), повышая давление. А так же 15 января 1919 годы был солнечный день, поэтому цистерна нагрелась, что привело к ещё большему повышению давления в ней и клапаны с заклёпками не выдержали.
Несколько недель горожане смывали патоку с улиц в море и засыпали песком дороги. Но сладкий запах ещё многие годы напоминал о случившемся...
Спасибо, что дочитали до конца эту интереснейшую историю. Надеюсь вам понравилась статья и вы узнали много нового.
В дальнейшем будут не менее интересные истории из прошлого.
Ставьте лайки и подписывайтесь, что их не пропустить.