На днях с большим удовольствием посмотрела показанный к 80-летию Людмилы Чурсиной фильм "Олеся", снятый в 1971 году режиссёром Борисом Ивченко по повести Александра Куприна. Фильм был одним из моих ярких детских впечатлений, он завораживал и пугал одновременно.
Поражала воображение красота таинственной девушки Олеси, способной предсказывать будущее, исцелять без лекарств раны, общаться с деревьями и животными. То, что сейчас мы называем экстрасенсорными способностями, в детстве казалось колдовством и мистикой.
Пугала Олесина бабушка с мудрыми пронзительными глазами и внешностью сказочной бабы-яги, предпочитающая жить с внучкой в глухом лесу подальше от людей, считающих её ведьмой.
Брала за душу трогательная история любви Олеси к заезжему городскому интеллигенту Ивану Тимофеевичу и жертвенность этой любви, побудившей её пойти в деревенскую церковь, чтобы преодолеть свои страхи перед людьми и попробовать причаститься к вере.
И навсегда врезалась в память жуткая сцена нападения разъярённой злобной толпы на беззащитную молодую девушку, не сделавшую в жизни никому ничего плохого. Толпы, готовой растерзать того, кто непонятен им, отличается от них и этим их пугает. Скажу честно, детское впечатление оказалось настолько сильным, что с тех пор я боюсь большого скопления людей и всю жизнь избегаю толпы.
Другую экранизацию повести Куприна - шведско-французскую драму "Колдунья" с юной Мариной Влади я посмотрела уже много позже и она не так взяла меня за душу, как наша "Олеся". Хотя Марина Влади там безусловно хороша, недаром Владимир Высоцкий, увидев её в этой роли, влюбился в неё ещё до знакомства с актрисой в реальной жизни.
Возможно, дело в том, что наш фильм - это именно экранизация произведения Куприна, снятая близко и бережно к оригиналу, действие которой происходит в полесской деревне конца девятнадцатого века, а не в другой стране. Возможно, дело в красоте окружающей природы, завораживающей своей величественностью и первозданностью.
Но главная причина всё таки - Людмила Чурсина с её магически колдовской красотой и её потрясающе органичная актёрская игра. После этого фильма навсегда для меня Олеся имеет образ только Чурсиной и даже перечитывая повесть, я представляю Олесю именно такой.
А вообще жаль, что эта прекрасная экранизация русской классики оказалась незаслуженно позабытой, нечасто показывают этот фильм по телевидению и многие его никогда не видели.
А вы помните этот фильм?
Спасибо вам за внимание и до встречи!