В последнее время не было такого СМИ, которое бы не откликнулось на статью Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Сама статья, в плане историографической концепции, не представляет собой ничего нового. Это перепев общеизвестных мест в советских школьных учебниках, дополненный негативной оценкой советского же периода.
Но эти общеизвестные места, берущие своё начало ещё в официозных исторических схемах царской России, не имеют ничего общего с реальностью. Русские и украинцы никогда не были одним народом.
Задумывались ли вы над тем, что былины киевского цикла про богатырей и князя Владимира сохранились только среди русских, и совсем не сохранились среди украинцев? Ещё в середине XIX века историк Михаил Погодин установил, что древние русичи, населявшие Киевскую Русь, почти целиком переселились на север и основали новую, Суздальскую Русь (потом она стала Московской, потом Великороссией, сейчас просто Россией). Это массовое переселение началось в XII веке под влиянием половецких набегов, а в XIII веке территория бывшей Киевской Руси почти полностью обезлюдела в результате монгольского нашествия. В 1299 году и митрополит всея Руси навсегда переселился из Киева на север, по причине отсутствия у него православной паствы на территории современной Украины.
Фольклор же украинцев не идёт вглубь времён дальше XIV века. И первым и самым популярным фольклорным персонажем украинцев является казак Мамай. Характерно тюркское имя этого героя. Некоторые историки (например, Александр Шенников) считают, что прямые потомки того самого Мамая, который был разбит московским князем Дмитрием на Куликовом поле, основали украинское казачество в конце XIV века. Мамаевичи создали независимое государство на левобережье Среднего Днепра. Оно быстро заселилось различными тюркскими и кавказскими (адыго-абхазскими) народами, стремившимися к свободе от ханов Золотой Орды. Привольность жизни в степях без сильной власти привлекла туда и часть славянского населения, но в ограниченной степени. Главным фактором частичного обрусения Мамаевичей была церковная проповедь, ведшаяся на славянском языке: ведь православная церковь пользовалась в Орде и на сопредельных землях огромными привилегиями.
Украинцы не славяне!
Постепенно среди казаков (само слово – тюркское) выработался лингва франка, похожий на славянский язык по своей грамматике. Однако лексика украинского языка была и осталась в основном тюркская, с незначительными славянскими заимствованиями. В украинском языке свыше 2000 тюркизмов, не имеющих соответствия в русском языке. Это: майдан, кавун, тютюн, харцыз, ковпак, чага, евшан, гайда, сарана, бакай, гарба, куринь, баштан, габа, кунтуш, кобеняк, чоботы, кобза, канчук, кайданы, чумак, чуб и многое другое. Это не считая ещё примерно 2000 тюркизмов, общих с русским языком. Итак, украинский язык – тюркский в своей основе.
Неславянское происхождение украинцев и славянское русских наглядно и при сопоставлении данных генетики обоих народов. В России в среднем, даже с учётом проживающих в ней многочисленных представителей тюркских и угро-финских народов, 39,4% носителей славянской гаплогруппы R1a1 (для сравнения: в Польше, считающейся почему-то эталонной славянской страной, лишь чуть больше – 41,35%), тогда как в Украине – лишь 21,1%. Резко различаются обе страны и по показателям других гаплогрупп.
Неславянское происхождение украинцев отразилось и в самоназвании народа. Мало кто сейчас вспоминает, что до XVIII века украинцев звали в России черкасами, да они и сами так себя называли. Черкасы это, несомненно, то же самое, что черкесы. Некоторые исследователи ещё с XIX века предполагали, что и казак это искажённое племенное имя касог, которым в древнерусских летописях обозначали черкесов. Не станем утверждать это наверняка, но покажем, откуда на территории Украины взялось немало представителей адыго-абхазской группы.
Начало этому мог положить ещё князь Святослав Игоревич в Х веке, когда вывел из разгромленного им Хазарского каганата и поселил в окрестностях Киева множество пленных касогов и ясов. В XI-XII веках известны жившие на южных рубежах Киевской Руси берендеи и чёрные клобуки. Летопись отличает их от торков, то есть тюрков. Это и могли быть потомки касогов, будущие черкасы, часть этнического фундамента украинского казачества. Другую его часть составили потомки торков, а также татар, ногайцев и других народов, пришедших в Восточную Европу вместе с ордами Батыя. Ещё влились в состав будущего казачества так называемые болоховцы, жившие в верховьях Южного Буга – судя по имени, родственные волохам, то есть нынешним румынам. И в незначительной степени к будущим украинцам примешались остатки славянского населения бывшей Киевской Руси, отхлынувшие поначалу к Карпатам и потом частично возвратившиеся на историческую родину.
До XVII века черкасы не подозревали о своей этнической «общности» с русскими. Черкасы усердно воевали в войсках литовских князей и польских королей против России. Шайки черкас ходили разорять Россию в Смутное время. Это было самое большое бедствие для Руси. Если польско-литовская шляхта, как правило, щадила женщин, стариков, детей и монахов, то черкасы, то есть предки нынешних украинцев, убивали всех русских без разбора, причём самым жестоким образом.
Посмотрите на характерный облик украинцев ещё в XVIII столетии. Это типичные турки на лицо, по причёске и по одежде.
Что запорожские казаки якобы изначально считали себя частью русского народа это верноподданнический миф, созданный писателем Николаем Гоголем («Тарас Бульба»). На самом деле, только в 20-30-е годы XVII века среди запорожцев начинается политическое движение в сторону сближения с Россией. В этот период резко усилился феодальный и религиозный гнёт Польского государства и польских магнатов на землях нынешней Украины. Тогда многие казаки переселяются с семьями в южные пределы Русского государства и кладут начало так называемой Слободской Украине. Тогда-то впервые среди будущих украинцев возникает идеология национального родства с русскими, которой раньше просто не могло быть по причине отсутствия у неё каких-либо исторических оснований. Самоназвание «русин» сохранялось только у тех потомков жителей Киевской Руси, которые нашли себе прибежище от татарских нашествий в Карпатах. Сохраняется оно у них и сейчас в Закарпатье, тогда как все украинцы в ХХ-XXI вв. с лёгкостью отказались от русского имени, что и неудивительно.
В основе мифа о родстве русских с украинцами лежала только общность веры. Русские цари, однако, с готовностью восприняли эту идею, потому что она помогала им утверждать свои претензии на земли бывшей Киевской Руси, захваченные поляками. Эти претензии имели в своей основе династический характер: Рюриковичи собирали территориальное достояние своего рода. После того, как на престол вступили Романовы, им нужна была какая-то новая опора для претензий на Киев. Ради этого царь Алексей Михайлович пошёл навстречу лжеисторическим измышлениям Киево-Могилянской академии и даже спровоцировал трагический церковный Раскол, начав исправление русского богослужения по испорченным киевским образцам.
Украину, населённую черкасами, в Западной Европе и в России продолжали называть Рутенией/Русью или Малой Русью. Таким образом, «русский» для черкас/украинцев был внешним термином, экзоэтнонимом, принятым верхушкой казачества только в политических целях. При этом казаки не отказывались от самоназваний черкасы и украинцы.
Тактический характер союза с Москвой наглядно показало ещё поведение Богдана Хмельницкого, который, одновременно с просьбой о подданстве к русскому царю, посылал такие же просьбы и турецкому султану, и шведскому королю. А его преемники уже прямо ориентировались на Турцию: гетман Пётр Дорошенко отдал родственному государству в подданство всю Правобережную Украину.
Присоединение Левобережной Украины к России положило начало сближению украинцев (малорусов) с русскими (великорусами). Но ассимиляции, к которой стремились российские монархи на протяжении XVIII-XIX веков, не произошло и не могло произойти, в силу слишком больших этнических различий двух народов. Российская монархия стала в каком-то смысле жертвой самообмана, желая видеть в двух разных этносах один народ. Этому самообману содействовала общность религии. Русский и украинский народы могли пребывать вместе только в таком едином государстве, в котором во главу угла была поставлена религиозная идея, а возглавлял такое государство монарх – Божий помазанник. Коль скоро в ХХ веке у всех возобладала национальная идея, Россия и Украина неминуемо должны были разойтись, как это уже было в XIII-XVII веках.
Украинцы поют, обращаясь к русским: «Никогда мы не будем братьями!» Можно полностью с ними согласиться, добавив: «И никогда ими не были! Вспомните шайки Лисовского и Сагайдачного, и то, что вы делали с Москвой в 1612 году!»