Пейзаж Гавайских островов. Картинка из открытых источников.
Началась эта история с того, что во время тихоокеанского шторма 31 января 1815 года торговое судно "Беринг" Российско-американской компании потерпело крушение у острова Кауаи (в русских источниках начала XIX века именовался как Атувай). Это наиболее древний и один из крупнейших островов Гавайского архипелага.
Русские моряки вынуждены были выбраться на берег, на который был выброшен товар стоимостью 100 тыс. рублей (это пости 108 млн. рублей на современные деньги). Этот товар сразу был присвоен местным королём Каумуалии.
Нет, гавайцы вовсе не были алчным народом, и они не хотели плохих отношений с русскими. Просто по их мировоззрению, господствовавшему тогда, всё что давали боги - всё принадлежало местному народу. У них даже отсутствовало понятие частной собственности. Упало - подбирай, твоё.
Как бы то ни было, но правитель Русской Америки - Александр Андреевич Баранов, узнав о случившемся, осенью 1815 года отправил на выручку имущества смекалистого служащего Российско-американской компании Егора Николаевича Шеффера.
барон Егор Николаевич Шеффер
Шеффер имел немецкие корни и был хорошим доктором. Великолепно проявил свои таланты в Отечественной войне 1812 года. Поступил на службу в Российско-американскую компанию (полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Шелиховым), где и был замечен Барановым и отправлен с важной миссией на Гавайи.
Стоит отметить, что Гавайи были открыты Джеймсом Куком 18 января 1778 года. После чего наиболее авантюрные американские предприниматели стали разворачивать на островах свою деятельность. Где-то хитростью, где-то дарами, они занимали всё новые и новые территории. Сами же острова раздирали междоусобные войны, в которых благодаря европейскому оружию практически победил Камеамеа I. Ему удалось к 1810 году объединить в единое королевство практически весь архипелаг, за исключением двух крайних островов, одним из которых как раз был остров Кауаи. Военные и погодные неудачи не позволяли Камеамеа Первому свергнуть короля Каумуалии. Но это было всего лишь везением, и если бы не знаменательная встреча с русскими, то Каумуалии долго бы не продержался.
Прибыв со своей миссией на Гавайи, Егору Николаевичу удалось установить перемирие между королевствами, благодаря тому, что он сумел вылечить тяжело заболевших короля Камеамеа Первого и его жену. Но потом в переговорах что-то не заладилось (подробности нам не известны), вероятно, американцы тут приложили руку, поскольку такой стремительный успех русских на Гавайях им был крайне не выгоден.
Егор Николаевич вынужден был вернуться к королю меньших земель, к Каумуалии. И уже 2 июня 1816 года король подписал документ с просьбой к Александру I принять его владения в российское подданство. Он торжественно клялся в верности Российскому скипетру, вернул товары, дал территории для русских факторий и монополию на торговлю сандаловым деревом (очень дорогая порода красного дерева)!
Егор Николаевич очень шустро развернул свою деятельность. Поднял на острове российский триколор. Построил силами аборигенов на острове целых три крепости: каменную Елизаветинскую крепость на юго-западе острова и две земляных крепости на севере острова - крепость Александра и крепость Барклая-де-Толли. Провёл серию переименований. Реку Ханапепе переименовали в реку Дон, одну из долин в свою честь назвал долиной Шеффера, и двум местным вождям дал фамилии Платов и Воронцов. Посажены сады и открыта первая на острове винокурня (ставшая родоначальницей производства популярного гавайского рома).
Однако время было не простым. 1816 год не спроста вошёл в историю как "год без лета". Пока документы о вновь приобретённых территориях продвигались со скрипом по бюрократическим инстанциям империи, события продолжали развиваться. В России многие города страдали от роста цен на продукты, зрели такие подпольные течения как "Союз Спасения". Американцы угрожали Каумуалии тем, что если он не выгонит русских, то они приведут пять боевых кораблей (а у короля был только один корабль, подаренный Шеффером, другие только планировалось приобрести в ближайшее время). Ими была даже совершена попытка снять российский флаг, но русские воины с помощью аборигенов сумели это предотвратить. И в преддверии переговоров о вступлении США в "Священный Союз" Александром Первым было принято решение отказаться от островов в центре Тихого океана, дабы не портить отношения с Североамериканскими штатами, которые были в опасной близости от американских территорий России. Кроме того, отказываясь от приобретений на Тихом океане, Александр I рассчитывал удержать Великобританию от захватов территории распадающейся Испанской колониальной империи.
На фоне этого летом 17 июня 1817 года на острове Кауаи произошло вооруженное столкновение с американскими силами, в ходе которого погибли трое русских и несколько гавайцев. И уже в июле 1817 года русские, не поддержанные правительством, были вынуждены покинуть Гавайи.
Конечно потом были попытки уговорить императора завладеть островами в 1819-1820 гг., когда на Гавайях вновь вспыхнули междоусобицы после смерти Камеамеа I (в 1819 г.) и прихода к власти Камеамеа II, который сам (!) просил у Александра I оказания помощи и покровительства для поддержания престола и власти. Но ответа просители не получили...