Найти тему

Наука в черном теле

Фермилаб – Национальная ускорительная лаборатория им. Энрико Ферми – одна из самых авторитетных научных организаций США в области физики высоких энергий. И ее руководство, похоже, продолжает делать все, чтобы для знаменитой лаборатории не настали черные дни.

Последнее, что я делал лично – это химеру по общей теории относительности. Смысл был такой, что она расистская, потому что в разработке не участвовал ни один негр. У них в академических кругах это сразу приживается, два раза стучать не надо.

Виктор Пелевин. Искусство легких касаний

Еще год назад эти пятеро внештатных сотрудников Фермилаба даже не были знакомы. Более того, они сторонились друг друга!

«Стоило нам заговорить друг с другом, как кто-то начинал думать, что мы слишком шумим», – признается в статье для портала ScienceMag.org Джессика Эскуивел (крайняя справа на фото выше), которая называет себя единственной афро-латиноамериканской лесби среди физиков. И добавляет: «Я не хочу заниматься наукой, не имея возможности поговорить о ней с людьми, которые выглядят как я».

Наверное, осуществить такое желание в Фермилабе до недавнего времени в самом деле было затруднительно. Но вот начались протесты в связи с убийством Джорджа Флойда, и пятеро молодых ученых поняли, что их час пробил. Не прошло и недели после трагической смерти нового символа чернокожей Америки, как директор Фермилаба Найджел Локиер получил 17-страничный манифест под названием «Изменения сейчас», подписанный вышеупомянутой пятеркой.

Манифест, в частности, требовал, чтобы в течение трех ближайших лет доля чернокожих среди сотрудников Фермилаба была доведена до 15%, в соответствии с долей чернокожего населения в США (на самом деле их доля не более 13%).

Надо ли говорить, с какой радостью воспринял этот документ директор Фермилаба и все сотрудники лаборатории, которым манифест был немедленно разослан. Правда, не совсем понятно было, как выполнить это требование.

Взять, к примеру, НБА. В ней чернокожие баскетболисты составляют 70%, что, конечно же, является следствием расовых предрассудков. Представим себе, что кто-то потребует, чтобы в одной из команд процент белых был доведен до 70%, в соответствии с долей белого населения в стране. Надо ли говорить, что такая команда в следующем сезоне вряд ли наберет даже одно очко.

-2

Разумеется, физику высоких энергий с баскетболом даже сравнивать смешно (во всяком случае, по зарплатам). Поэтому директор Локиер (на фото выше) стал думать, как решить столь сложное уравнение рас. Ведь в Фермилабе ранее никогда не смотрели на цвет кожи принимаемых на работу сотрудников.

«В настоящее время ученых оценивают по трем критериям: результаты исследований, лидерские качества и вклад в коммерческое развитие технологий, – размышляет Локиер, – Я надеюсь, мы сможем добавить четвертый: что-то вроде содействия миссии нашей лаборатории, частью которой является представительство людей всего мира».

Сделать первый шаг на этом многообещающем пути было достаточно просто: Брайан Норд, лидер пятерки (на фото в начале статьи в центре), стал штатным сотрудником лаборатории. Единственным ее чернокожим штатным сотрудником.

«Я хочу опереться на Брайана, – ликовал директор. – Это моя стратегия. Мне нужен кто-то, кто служил бы примером».

Но вот прошел год со дня провозглашения исторического манифеста, но, несмотря на колоссальные усилия отдела кадров, ни одного нового чернокожего физика среди 1882 штатных сотрудников Фермилаба так и не появилось.

«Это опасная стратегия, – удивляется Брайан Норд. – А если я по каким-то причинам вынужден буду уйти? Почему не опереться на работу целой когорты чернокожих ученых в лаборатории».

Тут надо заметить, что до Норда роль единственного чернокожего штатного сотрудника Фермилаба с 1971 года по 2019 год играл ученый с достаточно странной для человека его расы фамилией Уайт. 48 лет Герман Уайт работал в Фермилабе и, конечно же, служил примером.

Здесь мы берем на себя смелость разрешить недоумение Брайана Норда по поводу стратегии его директора и выскажем предположение о том, почему знаменитая лаборатория, несмотря на все старания руководства, никак не может завести двух негров в штате.

Все просто: Фермилаб не выдержит двоих.

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

источник: NIX.ru