Для успешного бизнеса качественный анализ рынка нужен как начинающему предпринимателю, так и «акулам» крупного бизнеса. Как провести эффективное маркетинговое исследование? Где получить достоверные данные? Первое, что приходит на ум это «Интернет». В наши дни информации в сети Интернет так много, что, казалось бы, с ее помощью можно провести анализ любого рынка. Однако сегодня с ростом количества данных растет скорость их устаревания. Информация годичной давности считается недостаточно актуальной. В связи с этим представляем 5 наиболее эффективных источников информации для проведения качественных маркетинговых исследований.
1. Вторичные данные
Несомненно самым популярным источником информации являются вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей (источник: https://www.sostav.ru/articles/2003/08/25/mark1-250803/#:~:text=Вторичные%20данные%20—%20информация%2C%20собранная,Вами%20в%20настоящий%20момент%20проблемы).
К таким источникам информации относятся официальные сайты компаний (включая конкурентов), государственных структур (Госкомстат, Правительство РФ, отраслевые министерства федерального и регионального значения и др.), ассоциации и объединения, социальные сети, электронные библиотеки. Кроме того, важно не забывать про сайты-видеохостинги, где сейчас много интервью с экспертами. Так, например, телеканал «РБК» на своем видеоканале Youtube публикует достаточно много интервью с экспертами, из которых можно почерпнуть актуальные сведения о тенденции развития рынков. Чаще всего более 50% данных берутся из вторичных исследований. Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. Гипотезы, полученные в ходе кабинетных исследований, могут устареть, потерять актуальность. В этому случае важно проверять информацию из других источников.
2. Агрегаторы информации о компаниях
Существует как минимум 2 больших агрегатора информации о компаниях – СБИС и Контур.Фокус. Плата за пользование данными сервисами небольшая (около 10-12 тыс. руб. в год), но данные, которые здесь можно получить очень ценные. Для проведения маркетинговых исследований потребуется 2 блока информации – «Компании» и «Торги». В рамках первого мы можем получить:
- сведения о владельцах компании;
- хронологию создания компаний той или иной отрасли (фильтр настраивается по ОКВЭДам) по годам. То есть мы можем увидеть, как растет количество созданных конкурентов и/или потребителей;
- финансово-экономическую информацию: выручка, прибыль, среднесписочную численность сотрудников, среднюю заработную плату в организации, участие в торгах (как организатора, так и как участника), активы компании, риски и др.;
- наличие у компании интеллектуальной собственности (патенты, лицензии и др.), а также лицензий и другой разрешительной документации, участие в СРО;
- рыночную стоимость компании (3 метода расчета) и кредитоспособность;
- участие компании в судебных разбирательствах.
На основе всех обозначенных данных также формируются выводы о благонадежности контрагента и рисках, которые могут возникнуть при работе с данной компанией.
Модуль «Торги» позволяет в первую очередь изучить рынок государственных закупок. Стоит отметить, что через торги закупаются не только госучреждения, но и их дочерние общества, крупные госкорпорации, а также крупные частные предприятия. Поэтому статистика торгов на 60-70% отражает объем потребления рынка (зависит от отраслевой принадлежности). Возможности данного модуля позволяют отфильтровать, по ключевым словам, закупки за последние 5-7 лет и понять, как менялось потребление. Это крайне ценная информация для исследований, позволяет понять ключевых потребителей, а также проанализировать критерии выбора товара или услуги.
3. Яндекс-метрика и google-аналитика;
Применение данных инструментов в маркетинговых исследованиях — это продолжение исследования спроса на товары и услуги. Мы анализируем то, как реальные и потенциальные клиенты запрашивают информацию о продукте и сервисе. Запросы можно проанализировать по разным критериям: география, время (день, неделя, месяц, год), пол, возраст аудитории, тип устройства с которых формируются запросы (мобильный телефон, планшет, компьютер). Это отличный инструмент для формирования портрета целевой аудитории.
4. Патентный поиск
Патентный поиск – это процедура выборки в соответствии с запросом документов по заданным признакам из базы патентных данных, причем, осуществляется поиск по материалам, которые отвечают только темам или предметам запроса (источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592d76708e557de2f707c5fd/chto-takoe-patentnyi-poisk-i-kak-on-provoditsia-5c1cc0b5be2e5300ad3183cc)
Это инструмент для глубинного изучения рынка, когда требуется не просто анализ существующей ситуации, но более качественно изучить будущее развитие того или иного рынка. По сути, исследуется рынок технологий и разработок, которые и определяют вектор развития продукта. Самый простой инструмент для патентного поиска — это сайт ФИПС https://www1.fips.ru/iiss/, где можно, по ключевым словам, найти, какие зарегистрированы решения по исследуемой теме, кому они принадлежат и когда были разработаны. Кроме того, существует ряд платных ресурсов в этой области, которые также помогут изучить зарубежные рынки. В отличии от ранее обозначенных инструментов патентный поиск требует первичной подготовки и профессионально проводится патентным поверенным. Однако самостоятельная работа с открытыми данными также может дать результат и повысить ценность исследования.
5. Экспертный анализ
После обобщения информации о рынке, полученной с помощью различных инструментов целесообразно найти экспертов данной области и провести их интервьюирование. Данный вид исследовательской деятельности относится к сбору первичной информации. 3-5 экспертов – это оптимальное количество точек зрения для того чтобы подтвердить или опровергнуть предварительно сформулированные выводы в рамках исследования. Желательно выбирать людей несвязанных друг с другом (с разных организаций). Качество экспертного анализа зависит от формулировки вопросов. Для экономии времени необходимо формулировать вопросы четко и с вариантами ответов, чтобы обозначить рамки для эксперта, но с возможностью высказаться или написать свой вариант, если ничего из предлагаемого не подходит. Интервью с экспертом лучше записать на аудио или видео, чтобы не упустить деталей в разговоре.
Комбинирование использования инструментов при проведении исследования позволят не просто собрать информацию сделать гипотезы и выводы, но проверить данные из разных источников, что:
1. Повысит достоверность проведенного исследования
2. Будет признано среди экспертов и инвесторов.