Два маркетолога с аналогичным опытом работы Лиза и Даша в поиске работы.
Даша рассматривает предложение от 80 т.р спокойно относится к отказам работодателей объясняя тем, что “Для этой компании не достаточно было навыков” продолжает поиск дальше.
Лиза рассматривает предложение от 50 т.р с трудом верит, что найдет. На отказ от работодателей говорит “Что со мной не так?” “Я плохой специалист, у меня ничего не получается?”
Проходит месяц находят работу на те цифры, которые сами себе поставили.
Этот пример и слова специалистов показывает, что самооценка складывается из мыслей, ощущений, которые мы испытываем по отношению к себе.
Самооценка - это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности.
Из нашего примера мы видим, что два человека по-разному себя оценили свои способности, навыки, достижения. Даша делает акцент больше на обстоятельства (для той компании) и не затрагивает в принципе свою личность. Возможно, для этой компании её навыков было недостаточно и она спокойно ищет дальше.
Лиза же делает вселенский масштаб “что со мной не так?” и негативно отзывается о своем опыте.
Еще пример: Анастасия в поиске работы на должность юрист, не имеет опыта работы выпускник. Рассматривает предложение от 120 т.р. на рынке труда средняя з-п молодого специалиста от 35 т.р.
Проходит месяц кандидат не находит работы, объясняя тем, что на рынке нет предложений, а если есть, то не соответствуют его условиям.
Перед нами три примера людей с разным уровнем самооценки. Давайте посмотрим более детально уровни самооценки.
1. Здоровая самооценка, наша Даша.
Человек, который адекватно воспринимает свои возможности и оценивает перспективы. Знает свои зоны роста. Планирует свою жизнь, исходя из своих возможностей.
Спокойно реагирует на критику со стороны, если что-то важное возьмет на заметку. Или может не реагировать, если считает, что это не относится к личности. Работа ей приносит удовольствие.
Умеет организовать свой день так, чтобы хватало время на себя, семью, отдых. Бережно относится к своему здоровью. Чувством вины себя не грызет, ошибки осознает и идет дальше.
2. Заниженная самооценка, наша Лиза.
У человека нет четкого образа самого себя. Очень сложно ответить на вопрос “кто я”? Такие люди боятся сделать, что-то неправильно. Работа не приносит чаще всего удовольствие. Загружают сами себя сверх задачами. Лишь бы угодить другим коллегам, руководителю. (Но при этом объективные данные у человека хорошие, есть потенциал, но из-за неадекватного восприятия своих качеств они не дают себе возможности реализоваться).
Сомневаются в себе постоянно, стараются понравиться окружающим. Сомнения мешают отстаивать свою точку зрения и интересы. Во всех неудачных ситуациях винят только себя. Стремятся избежать нового опыта, т.к заведомо верят, что не справятся. Уделяют внимание своим ошибкам, а не развитию сильных сторон.
Такие люди отказываются от высоких целей, даже боятся мечтать, тем самым упускают возможность применить свои способности и задатки.
3. Завышенная самооценка, наша Анастасия.
Человек видит только свои плюсы и достоинства не замечает минусов. Большое убеждение, что нравится другим. Близких друзей у таких людей мало, даже родственники стараются меньше взаимодействовать с ними, поэтому чаще они проводят время в одиночестве. Отсутствует привычка просить прощения даже если виноваты. Во всех неудачах винят окружающих. Терпеть не могут критику.
Перед нами три разных человека с самооценкой своей личности. И мы видим наглядно, что самооценка играет важную роль в отношениях с другими людьми, в развитии и влияет на все сферы жизни.
Наша самооценка связана с одной из значимых потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением личности найти свое место в жизни, свое призвание.
Кто и что влияет на формирование самооценки.
- Семья, родители, близкое окружение.
Мы начинаем осознавать себя как личность еще ребенком, когда начинаем сравнивать с другими - тут и начинается оценка себя. Если родители показывают, что любовь к ребенку проявляют без всяких условий. Тогда ребенок вырастет с адекватным пониманием самооценки.
Если у ребенка складывается понимание, что его любят за оценки, награды, внешность, то и во взрослом возрасте складывается понимание, что любовь нужно заслужить.
Родители в своих высказываниях по поводу достижений, успехов ребенка тоже должны быть осторожны: “как ты могла по биологии получить “3”- это очень интересный легкий предмет. Сестра твоя за пять лет не одной тройки не получила”. “Мы столько денег потратили на гимнастику, а ты третье место не можешь занять”.
Родители сами того не замечая закладывают ребенку установки: ты глупый, ты недостойный и т.д. И конечно во взрослом возрасте человек может себя также оценивать. Как наша Лиза, не верит в свои способности, достижения.
2. Социальное окружение - школа.
Ребенок уже приходит в школу с определенным восприятием самого себя. В зависимости от того, как он себя воспринимает, ребенок начинает вести себя тем или иным образом.
По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начинается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности.
Это период для ребенка, когда его самооценка может изменяться. Потому что на ее формирование начинают влиять: учителя, одноклассники, оценки.
В этот период ребенок оценивает свои способности, поведение, возможности.
3. Опыт работы, компания.
Значительную роль в формировании самооценки играет и руководство, с которым мы взаимодействовали. Как оценивалась работа, задачи и конечно принципы корпоративной культуры.
Самостоятельно работать над самооценкой не эффективно. Рекомендации типа нужно ценить себя, баловать, хвалить и т.д. не действуют или только на пару дней все пойдет по кругу. Нужно искать причину, осознать проработать, тогда и самоценность в глазах вырастет.