Поступил вопрос:
«Имеют ли право сотрудники Почты России отказать в заполнении бланков при получении и отправлении бандеролей и посылок инвалиду I группы по зрению?»
Краткий ответ
К сожалению, могут, но это будет всегда противоречить здравому смыслу, а иногда и действующему законодательству.
А теперь подробнее
Присоединяясь к Конвенции о правах инвалидов, Российская Федерации признала важность и необходимость доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку это позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить людей с инвалидностью возможностью вести независимый образ жизни, власти России должны принимать все возможные меры, обеспечивающие доступ к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи.
При этом доступ должен быть обеспечен также и к услугам, предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах.
Обратимся к российскому законодательству
Согласно п. 4 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Более подробно порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается в нормативно-правовых актах различных министерств и ведомств.
Применительно к рассматриваемой ситуации нас интересует Приказ Минкомсвязи России от 22.09.2015 №355, которым утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи (далее - Порядок).
Согласно п. 2 названного Порядка на официальном сайте «Почты России» должна быть размещена информация об условиях доступности для людей с инвалидностью предоставляемых услуг почтовой связи.
Чтобы узнать, какие из ближайших почтовых отделений доступны для людей с инвалидностью, необходимо зайти на страницу поиска отделений, выбрать нужное отделение и открыть его карточку.
Давайте посмотрим карточки двух отделений «Почты России», которые расположены рядом со мной.
Отделение №426068 (г Ижевск, ул. им Барышникова, дом 9)
Обратите внимание на следующую информацию
«Обслуживает людей с инвалидностью по слуху, зрению и на инвалидной коляске на дому».
Что это значит?
Согласно п. 5 Порядка в почтовых отделениях, которые невозможно полностью приспособить для нужд людей с инвалидностью (до проведения их запланированного капитального ремонта, реконструкции, модернизации), услуги почтовой связи (прием и доставка письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств) предоставляются на дому по месту жительства инвалидов.
Отделение №426065 (г Ижевск, ул. Автозаводская, дом 18)
А вот, что написано в карточке этого отделения:
«Доступно посетителям с инвалидностью по слуху, зрению и на инвалидной коляске».
Что это значит?
Так, в силу п. 4 анализируемого Порядка, если в карточке указано, что отделение доступно для посетителей с инвалидностью по зрению, то из этого следует, что:
- все вывески и инфостенды выполнены крупным шрифтом, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (им дублируют наименование почтового отделения, график работы, почтовый индекс);
- в отделение осуществляется допуск собаки-проводника (необходимо иметь при себе документ, подтверждающий ее специальное обучение);
- в отделении всегда есть сотрудник, который может при необходимости сопровождать посетителя с инвалидностью, поможет упаковать отправление, заполнить бланки.
Сделаем вывод
Если в карточке почтового отделения указано, что оно доступно, в частности, для людей с инвалидностью по зрению, то отказ в помощи при заполнении бланков будет противоречить действующему законодательству.
В том случае, если в карточке отделения указано, что обслуживание людей с инвалидностью по слуху, зрению и на инвалидной коляске осуществляется на дому, то вы вправе бесплатно вызвать сотрудника почты. На дому можно получить основные услуги — отправить или получить письмо, посылку или денежный перевод.
Чтобы вызвать сотрудника Почты России на дом, необходимо:
- позвонить по номеру телефона: 8-800-100-00-00;
- написать письмо на адрес электронной почты: dsreda@russianpost.ru
В качестве заключения
В ходе подготовке настоящей публикации я обратил внимание на отделение почты №426015, расположенное по адресу: г Ижевск, ул. Архитектора П. П. Берша, дом 35.
Важно: Данное отделение было открыто несколько месяцев назад в новом доме. При этом вход в отделение оборудован пандусом, да и среда вокруг по сравнению с более старыми микрорайонами Ижевска, можно сказать, доступная.
Но! в карточке отделения указано: «Обслуживает людей с инвалидностью по слуху, зрению и на инвалидной коляске на дому».
Как это понимать?
С одной стороны, власти утверждают, что в России быстрыми темпами создается безбарьерная среда для людей с инвалидностью, а с другой стороны, мы часто видим, когда на вновь построенных объектах про доступную среду просто забыли.
Что мешало в новом почтовом отделении, которое открылось во вновь построенном здании, создать доступную среду? При правильном техническом подходе даже в старых зданиях можно обеспечить условия по беспрепятственному доступу людей с инвалидностью. А тут новое, новое здание!!!
P. S.
Мне хочется верить, что это просто какая-то ошибка, которая будет исправлена в ближайшее время. Для этого есть все, что нужно. Не хватает лишь малого – здравого смысла.
Вы также можете почитать статьи о доступной среде, которые я публиковал ранее:
- статья: «Что есть доступная среда»;
- статья: «НЕ доступная среда»;
- статья: «Доступность финансовых услуг».
И еще, обязательно прочитайте статью о театре незрячих "Мечтатели" - увлекательная сторона жизни людей с инвалидностью.