Приветствуем Вас на официальном канале Библиотеки имени Фурцевой!
Сегодня мы завершаем разговор о Моне Лизе Леонардо да Винчи самыми фантастическими и необычными версиями о том, кто изображён на этой всемирно известной картине эпохи Возрождения. В предыдущих статьях мы рассказали вам о Моне Лизе дель Джокондо и Пачифике Брандано, но этими именами мифы вокруг портрета не ограничиваются.
А что, если да Винчи изобразил вообще не женщину, а мужчину, к примеру, самого себя?
У современных исследователей есть и такая версия, ведь когда они сопоставили Джоконду с автопортретом Леонардо с помощью нейросети — сходство оказалось поразительным!
Но зачем художнику было переодеваться в женское платье и выдавать себя за другого человека? Точного ответа нет, но известно, что в художественных кругах Флоренции эпохи Ренессанса такие мистификации практиковались и были достаточно привычны: дама могла переодеться в мужское платье, а мужчина — в женское и во время карнавала или для проведения оккультных обрядов.
Конечно, не все исследователи находят в чертах Мона Лизы сходство с автопортретом самого да Винчи, но версии о том, что на картине изображён мужчина, а не женщина — действительно появляются с завидной регулярностью (некоторые из них описывает в своей книге "Тайны женских портретов" Е.Н. Обоймина. Книгу вы можете найти в нашей библиотеке).
Одни видят в Джоконде Джиана Джакомо — подмастерье и помощника Леонардо, которому мастер оставил "Мону Лизу" в наследство. Другие — Андреа Салаино, которого тоже называют первым владельцем шедевра (точных данных о том, кто же в действительности получил полотно после смерти да Винчи, к сожалению, в открытом доступе пока нет, хотя главным выгодоприобретателем стал Франческо Мельци, которому были завещаны деньги, картины, инструменты и библиотека).
Бесспорно одно — многие лица с картин да Винчи действительно очень похожи на Мона Лизу.
Наконец, самая благородная версия, кем могла быть изображённая на картине загадочная женщина, связана с именем герцогини Катерины Сфорца, незаконнорожденной дочери герцога Сфорца, властителя Милана. Аристократка трижды была замужем и родила одиннадцать детей, но если мы посмотрим на её портрет в возрасте 25 лет, то действительно увидим некое сходство черт герцогини с Мона Лизой...
Кто бы ни был изображён на картине, к которой, кажется, сходятся все пути всех любителей искусства со всего мира, она является безусловным шедевром, который будоражит умы и чувства многих поколений зрителей. Когда-то этим портретом "болел" Рафаэль, а в 1911 году он и вовсе был похищен, но чуть больше, чем через два года вернулся в Лувр.
А как вы думаете, кто так загадочно и нежно улыбается нам из глубины веков? Мужчина, женщина, или сам автор?
Пишите свои мысли в комментариях и не забывайте подписываться на канал Библиотеки Фурцевой, чтобы узнавать больше о классных книгах и интересных историях из мира искусства и литературы!