Уважаемые коллеги, одна из задач педагога-психолога в детском саду – сопровождать процесс адаптации. По итогам необходимо написать заключение или справку.
В психологическое заключение на период окончания адаптационного периода входит количественный анализ уровня адаптации, отслеживаемый по адаптационным листам, выявленные проблемы, пути их решения и дальнейшие рекомендации.
Итоги адаптации к детскому саду в нашем учреждении рассматривают в октябре на заседании ППк, чтобы взять на контроль деток с тяжелой степенью адаптации.
Но само заключение пишется в декабре, когда итоги подводятся окончательно.
***
Количественный анализ уровней адаптации во второй младшей группе №1 (воспитатели: Рутенко Т.А., Кульбака Е.М.)
легкая адаптация 12 человек (63%)
средней тяжести 7 человека (37%)
тяжелая адаптация 0 человек
незаконченная адаптация 0 человек
Информацию по всем группам приводить не буду. Она высчитывается аналогично.
Всего с июня по октябрь через процесс адаптации к ДОУ прошли 73 вновь поступивших воспитанников.
Легкая степень адаптации: 49 человек – 67.2 %
Средняя степень адаптации: 19 человек – 26,1%
Тяжелая степень адаптации: 1 человек – 1,3%
Незаконченная адаптация: 4 человек – 5.4%
Положительная динамика легкой степени адаптации по сравнению с прошлым годом составила 16,17%. По отзывам родителей это связано с работой консультационного центра, который посещали их дети до поступления в ДОУ.
Проблемные зоны выявленные в процессе адаптации
1) Некоторые дети проявляли агрессивное и демонстративное поведение. В связи с этим родителям были даны консультации на темы:
- Почему ребенок может драться, как снижать его уровень агрессии.
- Как справиться с детской истерикой, и каким должно быть родительское «нет»
2) Около 30% не имели социального опыта общения со сверстниками до прихода в детский сад, т.к. являлись единственными детьми в семье. Поэтому родители нуждались в следующих консультациях:
- Первые шаги в общении вашего малыша
- Как научить детей играть вместе и рядом
- Правила поведения в детском саду
Проделанная психолого-педагогическая работа: помимо вышеуказанных консультаций, родителями при приеме в детский сад заполнялись адаптационная анкета и лист адаптации (воспитателями), позволяющие:
А) Составить прогноз, предварительно определив степень адаптации и дать индивидуальные рекомендации родителям.
Б) Получить воспитателям информацию о режимных моментах, личных предпочтениях, привязанностях ребенка.
Родители получили буклеты «Собираемся в детский сад».
В группах была проведена психолого-педагогическая работа по проекту "Улыбка".
Даны рекомендации воспитателям
- Как снизить эмоциональную напряженность в группе, в начальный период адаптации.
- Игры, способствующие облегчению адаптации ребенка в группе.
- Как правильно распознать степень адаптации ребенка и др.
В декабре во всех вторых младших группах было проведены родительские собрания «Мы теперь одна семья». Цель собраний: сплочение родительского коллектива, формирование представления о том, что детских сад – важнейший партнер в воспитании ребенка». Родители получили понятия о степенях адаптации, с ними был проигран ряд психологических игр на сплочение коллектива.
Дальнейшие рекомендации
Продолжать работу, направленную на эмоциональное сплочение группы детей и родителей. По мере поступления новых детей придерживаться комплекса профилактических мер в период адаптации.
Документами делюсь здесь: #документация психолога из детсада
Еще материалы по адаптации на канале «Психолог из детсада»:
Можно ли за пару дней привыкнуть к детскому саду. Практикующий психолог об адаптации дошкольников
Делюсь опытом многолетней работы в детском саду. Историями из практики и наблюдениями из жизни. Рада новым подписчикам канала.