С начала 2021 года на Западно-Сибирской железной дороге были травмированы 54 человека, из которых 36 человек смертельно. Статистики детского травматизма пока нет даже за 2020 год. Но известно, что в 2019 год травмы на железной дороге получили 142 ребенка.
Недавний трагический случай произошёл 18 июня в Новосибирской области. Пригородный поезд сбил двух девочек, возвращавшихся домой с пляжа по железнодорожным путям. Заместитель начальника железной дороги по Новосибирскому территориальному управлению Евгений Дербилов передал для СМИ трогательные слова: «Компания «Российские железные дороги» приносит соболезнования семьям погибших, их родным и близким. Мы понимаем тяжесть случившегося, ведь у нас у всех есть дети».
Это слова. А вот дела. Пример «понимания тяжести случившегося» представителей РЖД.
История из практики
10 июня 2017 года на перегоне станций «Амурский залив – Надеждинская» Дальневосточной железной дороги девочка Х попала под манёвренный тепловоз. Ребёнок выжил, но получил тяжёлую инвалидность. Теперь её близкие вынуждены обеспечивать девочке постоянный уход.
Родственники обратились в суд с иском к ОАО «РЖД» о возмещении морального вреда. Суд первой инстанции согласился с истцом и обязал ОАО «РЖД» возместить моральный вред истцу в сумме 2 700 000 рублей. И всё бы хорошо, но государственный гигант-монополист денег пожалел и обжаловал решение суда.
Апелляционное решение уменьшило компенсацию до 1 000 000 рублей. Судья счёл, что сумма в 2 700 000 рублей не соответствует принципу разумности и обстоятельствам дела. Ведь девочка сама виновата! Она нарушила правила – выходить на железнодорожные пути запрещено. А если пострадавший ребёнок сам проявил грубую неосторожность, значит и сумма компенсации должна быть уменьшена.
«Грубая неосторожность» – ключевой аргумент в делах о гибели и травматизме взрослых и детей. Но если в трагедиях со взрослыми с тезисом можно соглашаться, то в ситуациях с детьми – нет.
«Шалость не остается безнаказанной, дети остаются инвалидами», - цитата из одной из статей на тему травматизма. «Шалость не остаётся безнаказанной», - не задумываясь, пишет автор. Очевидно, этой же логикой руководствуются и российские суды. Под предлогом грубой неосторожности ребёнка они в разы уменьшают сумму компенсации морального вреда.
Позиция Верховного суда РФ
Несмотря на устоявшуюся практику судов общей юрисдикции, Верховный суд РФ не поддерживает логику судов.
Родственники потерпевшей Х с выводами апелляционного суда не согласились и обратились с жалобой в Верховный суд. Судебная коллегия по гражданским делам ВС безоговорочно встала на защиту пострадавшей и её родственников.
Вывод Верховного суда
- В силу возраста несовершеннолетняя не могла отдавать отчёт своим действиям.
- Вывод суда апелляционной инстанции о том, что сумма 2 700 000 рублей не отвечает принципу разумности и обстоятельствам дела, противоречит закону.
Итог
Таким образом, Верховный суд поставил точку в спорах и сомнениях – понятие «грубая неосторожность» неприменимо к детям!
Ссылка на судебное решение Банк судебных решений (vsrf.ru).
P.S. Пока неизвестно, как поведёт себя Новосибирская РЖД в суде по делу погибших девочек. Но есть подозрение, что судья услышит от представителя государственного монополиста всё те же слова «грубая неосторожность.
Подписывайтесь на наш канал, уважаемые читатели. Ставьте лайки!