263 подписчика

УТД-29. Двигатель для БМП-3, которого могло не быть.

4,2K прочитали

Когда в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, потребовался новый двигатель, потому что УТД-20 уже не удовлетворял по мощности и компактности. Компактность - в данном случае вопрос относительный, так как 10 цилиндров всегда больше чем 6. Требовался двигатель с меньшей высотой, чем была у УТД-20, потому что он должен располагаться в кормовой части и при этом не мешать десантированию. Выход из десантного отделения в БМП-3 поверх моторно-трансмиссионного отделения. Так развал блока цилиндров был увеличен со 120 градусов до 144.

Когда в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, потребовался новый двигатель, потому что УТД-20 уже не удовлетворял по мощности и компактности.

Когда в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, потребовался новый двигатель, потому что УТД-20 уже не удовлетворял по мощности и компактности.-2

ТТХ и общее устройство двигателя УТД-29.

  • Тип четырехтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува
  • Марка УТД-29
  • Число цилиндров, шт. 10
  • Расположение цилиндров с углом развала 144°
  • Порядок работы цилиндров 1п-4л-2п-5л-4п-3л-5п-1л-3п-2л
  • Максимальная мощность при 2600 об/мин, кВт (л. с.) 331-367 (450-500)
  • Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин:
  • максимальная без нагрузки - 2880
  • минимально устойчивая на холостом ходу, не более 900
  • Максимальный крутящий момент при 1600 об/мин, Нм (кгс-м) 1461 (149)
  • Удельный расход топлива г/кВт ч (г/л.с.ч) 250 (185)
  • Удельный расход масла г/кВт.ч(г/л.с.ч.) 5,0 (3,7)
  • Габаритные размеры, м:
  • длина 0,997
  • ширина 1,228
  • высота 0, 598
  • Масса двигателя без учёта смазки, кг не более 850

Общее устройство системы смазки

Применяемое масло: МТЗ-10п (М-63/10Б) ГОСТ25770-83 рекомендуется в качестве северной всесезонной и зимней марок для средней и южной климатических зон МТ-16п ГОСТ 6360-63, М-16ИХП-3(м-16В2) ГОСТ 25770-83 для летней эксплуатации.
Масляный фильтр полнопоточный, состоящий из сетчатого фильтра грубой очистки и реактивной центрифуги. Марка маслозакачивающего насоса - МЗН. Заправочная емкость системы смазки, л - 65 +/- 3. Минимально допустимое количество масла в баке, л - 20

В отличие от УТД-20 который уже на Авито продают, на УТД-29 нет полной технической информации, только общие характеристики.

Когда в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, потребовался новый двигатель, потому что УТД-20 уже не удовлетворял по мощности и компактности.-3

Однако, специалист по двигателям внутреннего сгорания, сотрудник НИИ Двигателей МОП Р. И. Давтян опубликовал заключение.

Ссылка на источник http://alternathistory.com/nelegkaya-sudba-legkogo-tanka-legkij-tank-obekt-934-sudya-chast-3/

В заключении сказано, что УТД-29, конструктивно схожий с УТД-20, имеет такое же межцилиндровое расстояние 176 мм. и такой же шатун. В следствие чего не может растачиваться до определенных ремонтных размеров и подвержен такому явлению, как кулак дружбы (народное высказывание). Значит делаю вывод, что диаметр цилиндра и ход поршня составляет всё те же 150 мм., и по формуле вычисляю рабочий объём мотора ((((150/2)*3,14159)*150)*10)/10000 = 35,342 литра. Но поскольку серия УТД давно на конвейере, то мотор выпускать целесообразно по экономическим причинам и по срокам запуска производства. Поэтому на БМП-3 установили не 2В-06, а УТД-29.