Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня попробую коснуться темы детско-юношеского футбола и поделиться своим небольшим опытом с вами.
Мой сын занимается футболом на протяжении 8 лет начиная с детского возраста. Начинали в ДЮСШ маленького города и постепенно дошли до центральных детско-юношеских клубов регионального уровня. Последние 5 лет сын постоянно участвует в первенствах России, игры которых проходят в разных городах. Во многих поездках я также сопровождал команду. Общаясь с родителями игроков из других регионов и тренерами, понял, что проблем в нашем детско-юношеском футболе очень много, но ничего не делается для того, чтобы их решить.
Попробуем взглянуть на проблемы в детском футболе со стороны родителей игроков и спортивных школ(академий) и проанализировать. Итак, поехали!
Родители игроков.
Присутствуя на играх или просмотрах в академиях и общаясь с родителями игроков столкнулся с тем, что многие родители сильно переоценивают возможности своих детей. Такие родители готовы сделать "всё", чтобы их дети играли в основном составе команды или были зачислены в академию. Они настойчиво пытаются договориться с тренером или руководством академии, чтобы продвинуть своего сына вперед и ,зачастую, у них это получается. В родительских чатах или группах команды ведут себя напористо и нагло. Регулярно провоцируют конфликты между остальными родителями. С моей точки зрения, такие родители, видимо, рассматривают занятие своего сына футболом не ради развития, а для престижа, с последующим извлечением выгоды в будущем в случае попадания сына в профессиональный клуб(для чего они приложат все усилия). В итоге, заложниками ситуации становятся дети и у команды падают результаты.
Есть родители, к сожаление их меньшинство, которые объективно оценивают возможности своего ребенка и тратят кучу усилий, времени и денег именно на его развитие в футболе. Такие дети постоянно занимаются дополнительно на индивидуальных тренировках и ,зачастую, на голову выше по уровню по сравнению с большинством игроков. Но во многих случаях таким детям очень трудно пробиться дальше из-за всеобщей зависти окружения и непонимания многими тренерами применения возможностей таких детей в игре.
Бывают просто "неадекватные" родители, но таких мало.
Основная масса - это родители, которым не особо важны результаты их детей, главное, чтобы просто были заняты.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения женского влияния на детско-юношеский футбол. Матери возят детей на тренировки, ездят на соревнования, являются ярыми болельщицами на играх, при этом отцы, часто, игнорируют подобные мероприятия.
С моей точки зрения, отцы должны быть больше заинтересованы в успехах своего сына в спорте, достижении цели, т.к. волевые качества своему сыну может привить только отец, а мать это всегда любовь и уют.
Справедливости ради можно отметить, что бывают матери которые понимают в футболе на уровне мужчин и даже больше, но таких единицы.
Спортивные школы и академии.
Проблем в организации тренировочного процесса в спортивных школах и академиях тоже хватает. Подготовка тренерского состава в современных спортшколах(академиях) вызывает большие вопросы. Если во времена СССР подготовку в детско-юношеском футболе проводили тренеры-преподаватели на основе методики, разработанной академией наук, то сейчас просто тренеры. Разница между этими двумя понятиями огромная.
Тренер-преподаватель - это специалист с высшим образованием окончивший институт физкультуры и спорта.
Тренер - это человек, зачастую, не имеющий профильного спортивного образования, окончивший курсы обучения на категорию "С" или "В" УЕФА, Категория "С" - это минимальная категория, которая дает право на работу с детьми.
Тренер детско-юношеской команды и тренер взрослой команды - это два разных тренера. Разница заключается в отличии психологии ребенка и взрослого человека.
С методиками подготовки футболистов тоже много проблем. Создается ощущение, что у спортивных школ и академий есть какие-то усредненные методики подготовки, не учитывающие индивидуальные качества игрока, но нет четко поставленных целей и задач по развитию. Выражаясь простым языком, существующие методики предназначены для получения результата здесь и сейчас и не предусматривают никакого развития. С помощью наших "современных" методик ребят загоняют в "схемы" полностью уничтожая в них индивидуальные качества и желание развиваться, поэтому к 14-15 годам имеем полную или частичную потерю интереса к игре, плюс переходный возраст и выдача паспорта (отсеивается примерно половина команд на всевозможных первенствах, т.к. "подставы" уже не возможны).
В итоге, на профессиональном уровне, имеем большое количество игроков одинакового уровня, но без явных лидеров и, как следствие, неутешительные результаты выступления наших юношеских, молодежных и взрослой сборных на европейских и мировых первенствах.
Заключение.
В данной статье я попытался изложить основные проблемы, которые существуют, с моей точки зрения, в нашем детско-юношеском футболе, основываясь на собственном опыте.