Найти в Дзене
Журнал МОСТ

"Пушкинская карта" Путина vs "Культурный пропуск" Макрона: у кого получилось лучше?

Молодые люди смогут пойти в театр за счет государства: в России и Франции в этом году начинают работать культурные пропуска. Принцип действия прост: регистрируешься в системе, скачиваешь приложение и получаешь деньги. Хватит ли их, чтобы регулярно посещать культурные места? Что удобнее российская «Пушкинская карта» или французский «Культурный пропуск»? И при чем тут выборы, Тик-Ток Макрона и Тиндер?

В сентябре 2021 года российская молодежь активирует «Пушкинскую карту». Ее главное отличие от банковских в том, что деньги можно тратить только на культурные мероприятия.

Идея не нова: школьники из 5 регионов Франции расплачивались «Культурным пропуском» начиная с 2019 года, а в мае 2021 года радиус его использования расширился до всей страны. Президент Эммануэль Макрон вдохновился итальянской моделью Bonus Cultura (итал. «Культурный бонус») и при поддержке министерства культуры Италии начал разрабатывать аналогичную систему во Франции. Макрона не остановили даже частые примеры использования программы в качестве оплаты учебников по математике или билетов на последнюю часть фильма «Миссия невыполнима».

Французский и российский абонементы выполнены в виде мобильных приложений на Android и iOS. «Культурный пропуск» функционирует и через браузер: у абонемента есть собственный веб-сайт. Российский репертуар же продублируют на портале Культура.рф.

«Пушкинская карта» vs «Культурный пропуск»

Механизм действия «Пушкинской карты» известен лишь частично: купить билеты будет можно в самом приложении, там же расположится афиша, акции и интерактивные проекты. Французский пропуск называют «культурным Тиндером»: пользователь знакомится с мероприятиями, проходящими рядом с его геопозицией. Выбирать событие можно при помощи свайпов влево и вправо, однако в этом случае мэтч зависит только от подростка.

«Пушкинская карта» выдается молодым людям от 14 до 22 лет. Планируемый охват аудитории — более миллиона человек. «Культурный пропуск» сейчас доступен только восемнадцатилетним, но правительство Франции уже сообщило о расширении программы для учащихся средних и старших классов. Сейчас абонемент рассчитан на 800 000 подростков.

Для регистрации «Пушкинской карты» и «Культурного пропуска» нужно подтвердить возраст и прописку через указание паспортных данных. Российский абонемент активируется на «Госуслугах», а французский — напрямую через сайт или приложение. Подключить «Культурный пропуск» могут и те восемнадцатилетние иностранцы, кто прожил на территории Франции год и способен это документально подтвердить. В обмен на оплату владельцы «Культурного пропуска» получают QR-код для предъявления на входе или в магазине. В России, скорее всего, в приложении будут отображаться электронные билеты.

Владелец «Пушкинской карты» в пилотном 2021 году потратит 3 000 рублей, в дальнейшем сумма вырастет до 5 000 рублей. На эти деньги молодежь сможет посещать музеи, экскурсии, театры и концерты в федеральных, региональных и даже частных учреждениях.

Срок действия «Культурного пропуска» — 2 года. Сумма, выделяемая подростку, составляет 300 евро (более 26 000 рублей), где 200 евро предназначены для очных культурных мероприятий, а 100 — для электронных. С 2022 года учащиеся средних и старших классов получат 200 евро в течение пяти лет: по 25 евро в третьем и четвертом классе и 50 в первом, втором и последнем.

«Культурный пропуск» охватывает больший спектр мероприятий: кроме музеев, театров и концертов, школьник может оплатить кино, уроки танцев и музыки, подписку на стриминговые сервисы, художественные принадлежности и музыкальные инструменты.

-2

Достаточно ли выделяемых средств, чтобы посещать учреждения культуры регулярно? Экскурсия по Главному музейному комплексу «Эрмитажа» для школьников и студентов стоит 300 рублей. Минимальная стоимость билета на «Лебединое озеро» в Мариинском театре — 1 600 рублей (места вдали от сцены, по бокам от основных рядов). Послушать шаманские мелодии Eivør, автора саундтреков для «Молчания» Мартина Скорсезе и «Игры Престолов» от HBO, можно минимум за 1 300 рублей в концертном зале «Колизей».

Итого — 3 200. Слишком дорого для бюджета 2021 года.

Посещение Лувра и Версаля для несовершеннолетних бесплатно, а для жителей стран ЕС квота повышается до 26 лет. Владелец «Культурного пропуска» отдаст за это в среднем 18 евро. Шоу в кабаре «Мулен Руж» стоит 97 евро. Билет в главный корпус театра Comédie-Française для лиц, не достигших 28 лет, обойдется в 19 евро. Послушать участников «Евровидения» 2007 года Les Fatals Picards можно за 34 евро. За билеты в музей, кабаре, театр и на концерт подросток заплатит 168 евро. Перечисленные мероприятия относятся к туристически популярным направлениям. Локации, известные местным, требуют меньших затрат.

Существенное отличие «Культурного пропуска» от «Пушкинской карты» в том, что он покрывает расходы на подписку на французские стриминговые сервисы: иностранные платформы абонемент не поддерживают. Подростки могут слушать музыку на Deezer за 4,99 евро. Фильмы и сериалы на платформе OCS доступны за 12 евро, а подписка на телеканал Canal+ стоит 7 евро.

По словам директора «Культурного пропуска» Дамьена Кюйера, Netflix войдет в «Культурный пропуск» при условии, что сервис согласится соблюдать налоговые обязательства и займется финансированием французского творчества. Включение в программу стриминговых платформ не только увеличивает охват аудитории, но и поддерживает отечественные компании в условиях пандемии.

Эти различия объясняются степенью новизны абонементов, бюджетами, социально-культурной обстановкой в России и Франции. Понимание целевой аудитории и готовность работать с ней зависит исключительно от разработчиков программ.

О создании «Пушкинской карты» Владимир Путин сообщил во время «Прямой линии». Далее новость распространилась в СМИ, но вряд ли нашла большой отклик в среде подростков. Эммануэль Макрон же снял тридцатисекундное видео в TikTok, где произнес: «Не важно, увлекаетесь ли вы кино, музеями, романами, мангой, видеоиграми, театром, рэпом, металлом, или всем вместе — мы создали для вас «Культурный пропуск». «Культурный пропуск» откроет всем восемнадцатилетним доступ к 300 евро, а потратить их на книги, фильмы, музыку, выставки или концерты — решаете вы сами. <...> Чтобы испытать все возможности пропуска, скачайте приложение «Культурный пропуск». Теперь ваш черед действовать!»

Обида 19-летних и подготовка к выборам

Французские школьники использовали твиттер как платформу для демонстрации покупок. Первоначально сложилось мнение, что молодежь интересует только манга: продажи японских комиксов во Франции резко возросли. В опровержение подростки опубликовали фотографии со своими приобретениями: коллекцией произведений авторов XX века, книгами о медицине и философии, фэнтезийной литературой и музыкальными инструментами, среди которых неклассический глюкофон.

Ребята, которым недавно исполнилось 19 лет, не поддержали восторг подростков. Многих от абонемента отделило несколько месяцев, но особенно возмущены те, чей день рождения пришелся на начало программы. Некоторые аргументируют выбор восемнадцатилетних в качестве целевой аудитории тем, что они — гибкий электорат, на который легко воздействовать.

В то время как у «Культурного пропуска» есть аккаунт в твиттере, площадки для обсуждений «Пушкинской карты» еще нет. Репосты информагентств в соцсетях лишь коротко сообщают о нововведении, а комментарии под ними оставляют взрослые. Одни недовольны тем, что абонемент недоступен для учеников младших и средних классов, другие переживают за молодых людей 23–24 лет. Молодежь вновь называют избирательной силой, поддержка которой необходима правящей партии. Молодые люди не участвовали в дискуссии и интересовались лишь тем, где и как оформить карту.

Российские деятели культуры прогнозируют увеличение суммы выплат в случае успеха программы. «Во-первых, это только начало эксперимента, и если он «пойдет», то и сумма, я думаю, будет меняться. А во-вторых, программа же всероссийская, и ребята, которые живут в других регионах, на эти деньги смогут и три раза в театр сходить. Это я уже не говорю о выставках», — рассуждает художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман. Основатель и генеральный продюсер фестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн прокомментировал: «Карты для молодежи? Ну если это не игральные карты, с тузами и дамами, то я такую идею поддерживаю. Это правильное решение».

На первый взгляд, «Пушкинская карта» и «Культурный пропуск» — схожие по цели и механизму работы программы. Однако предложенный выбор мероприятий ориентирован на разные целевые аудитории. Французский пропуск поощряет массовую культуру, но не исключает возможный интерес к классике. Российская карта поднимает планку до элитарных учреждений, но оставляет небольшое место для популярных направлений искусства. Достаточно ли 5 000 рублей, чтобы удовлетворить культурный голод и удастся ли привлечь молодежь к культуре — узнаем совсем скоро.