Найти тему
Чтение для практики

Какие изменения произошли за год в процессе подготовки и в чем еще может быть польза от разделения книг на фрагменты

Фейсбук продолжает подбрасывать воспоминания, которые дают возможность не только вспомнить то, что уже стало частью сценария дня или элементом рабочего процесса, а еще и задуматься об улучшении этого. В суете повседневности не всегда хватает внимания и времени, чтобы подумать об этом. Однако веха в год кажется мне хорошим поводом и причиной, чтобы и подумать, и немного обновить план действий.

Вот лишь пара примеров воспоминаний этой недели

***

Про изменения в процессе подготовки

О важности процесса подготовки мы все хорошо знаем. Многие из нас уделяют этому внимание. Однако если что-то работает, то мне кажется важным не просто делать это периодически, а перевести в регулярную практику и попробовать расширить области применения.

Прошлогодняя заметка была как раз о периодическом подходе и узкой области — написании заметок. А чуть позже, работая над материалом онлайн-курса «Чтение для практики», мне пришла идея - а что, если расширить эту практику и охватить разные области деятельности?

Именно так в моих рабочих сценариях появился этап моделирования. О нем я впервые прочитал в книге «Привычка достигать» около пяти лет назад. И начал периодически его использовать.

Однако в прошлом году расширил эту практику. Например, читаю подборку материалов о микрообучении и прилетает идея как я могу это применить в собственной практике. Раньше я бы просто поместил эту идею в какой отстойник, типа «Когда-нибудь/может быть» и благополучно забыл. А сейчас я создаю проект в Nimbus Note и даю ему максимально конкретное название. Особенность в том, что у этого проекта открытая дата и пока еще гибкая структура. Потому как далее я начинаю организовывать весь дополнительный материал, который встречаю по этой теме, внутри этого проекта.

-2

Вот цитата из книги «Привычка достигать», которая хорошо описывает подобный подход поиска и открытий

В целом концепция моделирования применима к большинству существующих проблем. Для устранения каждой из них вы должны сгенерировать хорошую идею, выработать конкретное решение и удостовериться, что оно будет работать. Вы можете показать кому-то черновик делового письма или попросить совета по какому-то вопросу. Так вы уже начинаете процесс моделирования. Помните об этом, например, тогда, когда занимаетесь каким-то проектом, который все время откладываете на потом, не находя решения сразу. Если в голове у вас давно роятся планы написать сценарий для фильма или разработать дизайн нового платья, не дайте поймать себя на мысли о том, как вам сделать так, чтобы все это возникло прямо сейчас. Именно такой подход зачастую расхолаживает и не дает начать дело. Скажите себе, что вы сейчас в процессе моделирования вашего сценария или дизайна нового платья. Окончательный вариант может прийти позже.

***

О пользе разделения информации на фрагменты и последующем выстраивании взаимосвязей.

-3

10 лет прошло с того момента, как отказался от одной из самых полезных читательских привычек — деление бумажных книг на фрагменты. Как раз тогда у меня появился первый планшет и я стал активнее работать с электронными книгами. И сейчас новый виток этой привычки, уже в приложении к книгам электронным, не только дарит удобство в процессе активного чтения, а еще подталкивает к экспериментам в написании заметок и создании инструментов (создавая из фрагментов книги необходимые мне сочетания порций информации)

Например, мне очень удобно работать в подобном формате с книгами о писательском мастерстве. Нет я не планирую писать романы или рассказы, однако в книгах о написании художественных текстов постоянно нахожу интересные идеи и инструменты, которые хорошо работают и при написании заметок. Поэтому я их выделяю и организую в структуру. А потом соединяю с идеями и инструментами о написании нехудожественных и коммерческих текстов.

Иногда, такой подход позволяет мне находить книгу в книге. И как раз об этом и шла речь в прошлогодней заметке. А теперь немного об инструментах, которые я создаю из фрагментов книг и порций информации. Но для начала небольшой пример того, что же такое инструмент. Небольшая выдержка из онлайн-курса «Чтение для практики»

Инструмент — способ выделения из книги рабочего подхода или интересной идеи и фиксация всего этого в рамках 2 - 3 страниц (всегда стараюсь уместить все на 1 стрнрицу). При этом полнота описания Инструмента должна быть достаточна для того, чтобы его дальнейшее применение было возможно уже без обращения к книге. Особенность подхода в том, что информацию я собираю из разных частей книги и организую в виде законченного решения

Собственно, так инструменты я создавал ранее. Однако за прошедший год я расширил источники информации с которыми активно работаю (сейчас это не только книги, а еще и ссылки, полезные аудио и обучающие видео) и познакомился с весьма продуктивным методом ведения заметок Zettelkasten. Среди прочего, в нем меня привлекла идея простоты выстраивания взаимосвязей и уместная краткость в создании отдельных порций информации. И как раз эти идеи позволяет мне создавать инструменты делать набросок инструмента из порций информации буквально на лету 😉

Воспринимая Nimbus Note как картотеку, создаю новую заметку и свожу в нее как новую информацию и ссылки на внешние источники, так и ссылки внутренние на уже имеющуюся информацию в моей картотеке (причем линкую как на уровне заметок, так и на уровне тегов и даже отдельных блоков текста в заметке).

Картотека — это не энциклопедия, а инструмент для размышлений, поэтому не нужно беспокоиться о ее полноте. Нужно писать только в том случае, если это помогает развить интересное вам направление мысли. О пробелах в аргументах вы сможете позаботиться уже при подготовке окончательного варианта своего текста или проекта. Организация информации по принципу Zettelkasten (Картотека) помогает творчески осмысливать идеи. Просматривая свои записи, вы можете вспомнить о давно забытых идеях и найти неожиданные связи между ними. Вы не привязываете идеи к одному контексту, а погружаете их в разные.

***

Что еще прочитать

___________

Интересного чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

-5