Этот неказистый своеобразный автомобиль имел множество обидных прозвищ: "Тушканчик", "Луноход", "Еврейский броневик", "Фантомас", но при этом обладал феноменальной проходимостью, обходя на бездорожье серьезные армейские машины. В нашей сегодняшней статье поговорим о жизненном пути "гадкого утенка" - внедорожника ЛуАЗ-969 "Волынь".
История этой небольшой проходимой машинки началась в середине 1950-х гг. В 1953 году закончилась Корейская война. Анализируя ее результаты Министерство обороны СССР пришло к выводу о необходимости оснащения вооруженных сил (прежде всего частей ВДВ), легкими небронированными аэротраспортабельными автомобилями, пригодными для использования непосредственно в прифронтовой полосе для решения различного круга задач: от подвоза боеприпасов до эвакуации раненых. Окончательно с требованиями к новой машине заказчик определился к 1956 году, после чего техническое задание было передано в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). В 1958 году свет увидел первый прототип новой машины - НАМИ-032. Одновременно с ним был разработан и гражданский вариант НАМИ-049, получивший имя собственное "Огонек". Машина представляла собой стеклопластиковый кузов, установленный на шасси с постоянным полным приводом, оснащенное мотоциклетным двигателем мощностью 21 л.с.
Следующий прототип НАМИ-032М (а также ее гражданский вариант НАМИ-049А "Целина") значительно отличался от предшественника: кузов стал металлическим, машина получила межосевой дифференциал, задний мост стал отключаемым, а силовая установка была заменена на V-образный четырехцилиндровый двигатель мощностью 27 л.с., разработанный для будущего "Запорожца". Именно эта модель была положена в основу первого серийного автомобиля - армейской амфибии ЛуАЗ-967, которая в военной документации проходила как ТПК (транспортер переднего края). Сугубо военное предназначение обеспечивало весьма своеобразные характеристики и дизайн - установленный посередине руль, место водителя с возможностью управления машиной в положении "лежа на спине" и феноменальная проходимость, благодаря полному приводу и плоскому днищу. О каком либо комфорте речь, разумеется, не шла. Мелкосерийный выпуск новой машины на Луцком автомобильном заводе начался в 1965 году, а 1969 году она была принята на вооружение Советской Армии.
Параллельно с запуском в серию военного образца, специалисты НАМИ совместно с конструкторами ЗАЗа работали над гражданской версией машины, которая была бы пригодна для использования в сельской местности. От возможности преодоления водных преград вплавь отказались, место водителя привычно сместилось к левому борту, для защиты от непогоды был установлен брезентовый верх. В остальном же автомобиль был полностью унифицирован со своим армейским собратом. Первые предсерийные машины были выпущены в 1964 году на ЗАЗе, а для серийного выпуска автомобиль был передан в 1967 году в Луцк.
Интересный факт: по своей сути ЛуАЗ-969 стал первый советским переднеприводным автомобилем. Связано это с тем, что основной смежник завода - Мелитопольский моторный завод не смог в срок освоить должным образом производство нужного объема редукторов заднего моста, в связи с чем до 1971 года основной выпускаемой моделью был ЛуАЗ-969В - сугубо переднеприводная модификация обычной "Волыни". По разным данным таких машин выпустили от 6 до 10 тысяч штук. Конструктивно же машина представляла собой вполне себе серьезный внедорожник. Выражаясь современной терминологией машина имела стальной стальной кузов с интегрированной рамой. Подвеска торсионная независимая спереди и сзади. Двигатель V-образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 30 л.с. Привод полный с подключаемым задним мостом, имелась блокировка заднего дифференциала. Дорожный просвет достигал 28 см. Все это вкупе с низким центром тяжести делало проходимость машины поистине уникальной для автомобиля такого класса. Правда динамические характеристики оставляли желать лучшего - максимальная скорость с трудом достигала 70 км/ч.
Несмотря на начало серийного выпуска, конструкторская идея не стояла на месте. В 1973 году КБ ЛуАЗа начало проработку варианта установки в машину нового двигателя МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. В 1975 году машина была запущена в серийное производство под обозначением ЛуАЗ-969А. Одновременно с этим на заводе прорабатывались варианты облагораживания внешнего вида вида автомобиля, путем изменения передней части.
Результатом этих работ стал ЛуАЗ-969М, запущенный в серию в 1979 году. Данная модификация получила внушительный список улучшений, относительно базового ЛуАЗ-969: облагороженная передняя часть, раздельные контуры тормозов, пластиковая накладка на панели приборов и "жигулевские" передние сиденья. Вкупе с великолепной проходимостью все это делало автомобиль весьма привлекательным для целевой аудитории. В 1978 году, еще до начала выпуска, ЛуАЗ-969М был представлен на международной автомобильной выставке в Турине, где машина была очень тепло принята публикой. Сочетание невысокой цены и потребительских характеристик делали машину востребованной, в том числе, и у европейских потребителей: фермеров, спасателей, представителей других экстренных служб. По итогам выставки автомобиль вошел в условный список лучших внедорожников Европы!
В начале 1980-х гг. конструкторы продолжали дорабатывать машину. Так появлялись весьма интересные варианты, такие как грузовой фургон и пассажирский автомобиль с жесткой крышей ( в серию, правда, эти модели не пошли). В 1985 году наконец был разработан новый модернизированный вариант - ЛуАЗ-1302. Главным отличием новой машины был двигатель от "Таврии" с жидкостным охлаждением и мощностью 53 л.с. Новый мотор обеспечил машине значительный прирост в динамике, максимальной скорости и экономичности. Однако трудности с запуском серию "Таврии" привели к задержке выпуска и нового ЛуАЗа. Все это свелось к тому, что до 1990 года Луцкий автомобильный завод продолжал выпускать обычный 969М, с незначительными изменениями. Запуск же в серию ЛуАЗ-1302 пришелся на крайне сложное время - распад СССР со всеми вытекающими из этого последствиями. Сложность во взаимодействии с независимыми российскими поставщиками привела к тому, что от ряда модернизированных узлов пришлось отказаться. Так, например, вместо запланированной установки сидений от ВАЗ-2108, обновленный ЛуАЗ получил сиденья и другие элементы салона от "Таврии".
В 1994 году автомобиль был в последний раз модернизирован, получил усиленные лонжероны, улучшенные элементы отделки салона и даже передние дисковые тормоза от "Таврии" на ряде модификаций. Несмотря на это популярность модели падала год от года, машина устарела не только морально, но и физически. В мае 2002 года в связи с полным падением спроса выпуск машины был полностью прекращен. Так закончилась более чем сорокалетняя история "Тушканчика" - внедорожника семейства ЛуАЗ-969.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов.
Другие статьи нашего канала:
Уральский автомоторный завод. Маленькая история большого завода.
Самый престижный автомобиль коллекции Брежнева - Mercedes-Benz 600 Pullman
Раллийный снаряд с английским сердцем. Ford Escort RS Cosworth.
Fiat 124 Sport Spider. Родственник "Жигулей" от Pininfarina.