Так по-тихому закончилась очередная трагедия со стрельбой в учебном заведении в Казани. Судом виновный признан невменяемым, властью приняты меры по ужесточению контроля за оборотом оружия.
НО ПОГИБШИХ НЕ ВЕРНУТЬ! И ужесточение контроля, конечно затруднит другие попытки, но не остановит.
Это ужасно отправить ребёнка в школу и получить сообщение что ребёнок что ребёнка больше нет живых их или он в больнице ранен. Таких случаев, в принципе, не должно быть. Согласен что надо ужесточать контроль над оборотом оружия и боеприпасов гражданскими лицами. Я, например, поддерживаю такие меры как увеличение возрастного ценза до 21 года. Для тех кто отслужил в армии по призыву, после завершения службы разрешать приобретать оружие по при условии вступления в охотничью общества. Организации всероссийского мониторинга оборота оружия и боеприпасов с обязательной проверкой в случаев закупки большого количества боеприпасов. Обоснование выбора оружия для новичков (только одно- или двух-зарядное охотничье ружьё без нарезных стволов).
Можно придумать ещё много различных мер, но всё это борьба со следствием. Причина, как отметили некоторые общественные деятели, в головах. Что в головах варится то и выплескивается. А в этом плане, я считаю что у нас не то что большая проблема, у нас, похоже, этой проблемы вообще нет, так как её никто не хочет замечать. Воспитанием гражданина у нас никто не занимается. А если ребёнок не знает своих прав и своих обязанностей, он выдумает права и обязанности себе сам такими, какими он их сформирует исходя из видения окружающего мира. Сошлюсь на опыт Советского Союза, опыт как как я уже говорил в своей статье «Российский тип или Российская модель (сайт RUSSTIP.RU), неоднозначный (в целом получилась плохо, но в частности было много положительных моментов). Многие скажут, что время было ни то, ни было компьютеризации и т.д. и т.п. Да, время было не то, но дело не во времени, а в отношениях к процессу воспитания подрастающего поколения. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА - это или государственные задача или воспитания нет и, соответственно, ГРАЖДАНИНА тоже нет. В Советском Союзе воспитание гражданина была государственной задачей. Ребенка с самого начала вовлекали в общественные отношения. Начиная с детского сада он был под неусыпным вниманием. Хочу отметить важную деталь – в Советском Союзе воспитание гражданина происходило в духе коллективизма. Так вот, такое неусыпное внимание сопровождало ребёнка до самого окончания школы. Это и октябрята, и пионеры, и комсомол, и детские кружки в школах и домах пионеров, и так далее и тому подобное. Помощь отстающим, классное обсуждение событий, различные коллективные мероприятия – всё это вовлекало детей в постоянное общение друг с другом, занимало большую часть их свободного времени.
Сейчас время другое. И не только время другое. Другие приоритеты!
Если в Советском Союзе приоритетом было воспитание ГРАЖДАНИНА, то и вся система была построена на достижение этой цели. После школы молодые люди попадали, можно сказать, в ту же предметно-пространственную среду. В вузах, учреждениях, училищах, в армии, на производстве – везде царил тот же дух коллективизма, справедливости и равенства.
А сейчас у них другие приоритеты. Я бы назвал это, как ВОСПИТАПНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. И нынешняя система нацелена как раз не на воспитание гражданина, а именно на воспитание потребителя. Я убежден что:
первое – Человек существо коллективное;
второе – воспитание нравственных граждан возможно при наличии нравственной цели.
Можно принять уйму ограничительных и контролирующих мер. Может быть возможно заставить в дошкольных и школьных учреждениях преподавателей не только учить, но и воспитывать детей не врать, не воровать, не хамить, уважать друг друга и т.д. и т.п. Честно говоря я такого в настоящее время не представляю Но тем не менее вывод всё равно неутешительный. Ребёнок будет сравнивать то что ему преподают в школах с тем, что творится вокруг него, вокруг его папы и мамы, бабушки и дедушки и неизбежно будет приходить к выводу, что что преподаватели лгут и далее со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, к сожалению, трагические эмоциональные выплески в детской психике у нас ещё будут несмотря ни на какие запретно- ограничительные меры. В то же время разумным введением таких мер можно существенно снизить количество трагических событий.
И всё же ГЛАВНОЕ, что мы должны определить:
или мы воспитываем ГРАЖДАНИНА, или мы воспитываем ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Напомню, что трагедия в Казани не единственная.
Вооруженное нападение на школу в Казани — это как минимум 10-й подобный случай в России за последние шесть лет. Самый трагичный случай произошел 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже, когда произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения. Кроме Казанской и Керченской трагедий были еще ряд инцидентов со стрельбой в учебных заведениях:
- 20 марта 2015 года в школе №64 города Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое учащихся восьмого класса;
- 30 ноября 2015 года в здании саратовского лицея №62 во время показательных занятий по боевым единоборствам отец одной из учениц в ходе ссоры с тренером по карате открыл огонь из пистолета. Тренер, президент Федерации карате Саратовской области Азамат Норманов, был убит, еще двое родителей были ранены, дети не пострадали;
- 11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска (Республика Татарстан) 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Пострадавший подросток обратился в медпункт, где ему отказались вызвать скорую помощь. В итоге директор довез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. 17 февраля ребенок скончался в одной из больниц Казани от полученного ранения;
- 12 мая 2017 года в городе Усинске (Республика Коми) во дворе школы №2 один из учеников 2001 года рождения открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения;
- 5 сентября 2017 года ученик девятого класса школы №1 города Ивантеевка (Московская обл.) принес в учебное заведение самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором, а пиротехнические средства взорвал. Испугавшись, трое учеников выпрыгнули из окна, получив в результате различные травмы;
- 19 октября 2017 года в Сыктывкаре (Республика Коми) 13-летний подросток пронес на занятия в школу №12 пневматический пистолет. Во время игры с оружием произошел непроизвольный выстрел, в результате чего другой ученик 2004 года рождения был ранен в область века и скулы;
- 22 декабря 2017 года в городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) ученик девятого класса устроил стрельбу на территории школы. По данным краевого УМВД, подросток вышел на крыльцо учебного заведения и выстрелил по газонам из пистолета, внешне схожего с пневматическим. Несколько пуль рикошетом попали в троих семиклассников, один из потерпевших получил гематомы;
- 18 января 2018 года в гимназии №1 им. К. Д. Ушинского в Симферополе (Республика Крым) ученик седьмого класса ранил пятиклассника в ногу из пневматического пистолета. Стрельба произошла в туалете перед уроком физкультуры;
- 21 марта 2018 года в школе №15 городе Шадринск (Курганская обл.) на уроке, когда учитель вышел из класса в медицинский кабинет, 13-летняя ученица произвела несколько выстрелов из пневматического пистолета, который принадлежал ее отцу. В результате синяки и ссадины получили семь учащихся 7-го класса.
Ким Руслан RUSSTIP.RU