"Свидетели СССР" любят рассказывать на каждом углу про продуктовое изобилие в Советском союзе, а особенно им нравится эпоха правления Брежнева - как точка наивысшего развития нашей страны.
Между тем именно в те времена - примерно в середине 70-х годов, появилась анекдотическая загадка:
"Длинное, зеленое и пахнет колбасой? Что это такое?
ответ: Московская электричка"
Дело в том, что в плановой экономике Союза снабжение населения продовольствием тоже было плановым. И этот план в реальности выглядел так: Москва, Ленинград, столицы союзных республик и закрытые спец.города снабжаются в приоритетном порядке, вся остальная страна по остаточному принципу.
На практике это означало, что даже в относительно близко расположенных от Москвы городах, например в том же Владимире или Рязани (менее 200-от км от столицы), в магазинах практически никогда ничего не было, кроме хлеба и молока и какой-нибудь крупы для каши.
За мясом, сыром и другими продуктами люди были вынуждены ехать в большой город. Отработав пять дней на заводе, они вместо того, чтобы отдыхать в выходные, в субботу и воскресенье ехали с утра в Москву, чтобы весь день провести в походах по магазинам в поисках продуктов и поздно вечером вернуться домой с добычей.
В основном скупали мясо, колбасу и сыр. И поскольку именно колбаса обладала самым насыщенным ароматом, а в электричке, едущей вечером обратно в провинцию, почти все в сумках везли колбасу, то и появилось это веселое название - колбасная электричка.
Можно сказать, это был советский гастрономический тур. Только охота велась не за изысканными деликатесами, а за простой едой на каждый день.
Поскольку машин у простых людей в СССР практически не было, то эти электрички были всегда забиты по полной - люди, занявшие сидячие места во время штурма при посадке, были на фоне остальных счастливцами - менее удачные сограждане по несколько часов стояли в проходах и тамбуре, пока электропоезд доезжал до Москвы.