К Дню работников торговли
Маркетплейсы - возможно, главный бенефициар карантинных мер, которые принимались в нашей стране в 2020-м году. Они быстро наращивают продажи и уже выходят на IPO. Более того: онлайновые торговые площадки не только дают работу селлерам и курьерам, но в поисках недорогих поставщиков даже понемногу начинают стимулировать местное производство.
Предприниматели сразу смекнули, как выгодно быть продавцом площадки, которая может взять на себя упаковку и/или доставку товара (особенно в условиях карантина), где легко масштабировать бизнес, создавать и подвигать бренды.
А граждане, доселе никогда не занимавшиеся бизнесом, уставшие от кредитов и неприемлемых условий труда, увидели в маркетплейсах быстрый и достаточно простой способ решения финансовых проблем. Тысячи россиян в одночасье решили стать предпринимателями. Друг с другом они делятся сообщениями "сарафанного радио": мол, на маркетплейсе можно заработать миллионы буквально за несколько месяцев, почти ничего не вкладывая.
Формированию образа маркетплейса как идеального бизнеса способствуют и успешные селлеры, которые направо-налево рассказывают, как быстро и просто они заработали первые сто тысяч за месяц, миллион за год, сто миллионов за три года и т.д. В интернете идут многочисленные вебинары по теме заработка на продаже через ОЗОН, Яндекс.Маркет, Вайлдберриз. Каждый такой вебинар собирает сотни участников. Многие затем регистрируются в качестве селлеров, число которых только в пятерке крупнейших площадок превышает 90.000, а по прогнозам может достичь и полумиллиона в самое ближайшее время.
Впрочем, успех маркетплейсов - далеко не миф и не продукт партизанского маркетинга. Отечественный Ecom в самом деле показывает просто фантастические результаты.
На фоне падения ВВП и множества других кризисных явлений российская электронная коммерция увеличила долю в торговле до 11%, достигнув показателей развитых стран. Рост продаж и прибыли показали все три кита электронной коммерции - соцсети, интернет-магазины и маркетплейсы. Причем последние продемонстрировали прямо-таки феноменальное увеличение оборота - в разы. Выручка селлеров пяти крупнейших маркетплейсов, работающих внутри страны, за кризисный 2020 год увеличилась на 90%. Само собой, увеличилась и прибыль маркетплейсов, поскольку те берут комиссию за состоявшиеся продажи, а также за предоставленный продавцам сервис. Если вы до сих пор уверены, что самые перспективные акции - бумаги банков, продуктовых ретейлеров и "голубые фишки", присмотритесь к формирующемуся сейчас рынку акций российских маркетплейсов (первой ласточкой прошлой осенью стал ОЗОН).
Бум маркетплейсов привел к тому, что у тысяч россиян появилась реальная возможность хорошего заработка, а у десятков тысяч - надежда на такую возможность. Онлайн-торговля стимулирует развитие новой инфраструктуры, которая обслуживает потребности свежеиспеченных продавцов: от колл-центров до фирм, предоставляющих услуги фуллфилмента (приемка, упаковка, маркировка, доставка товара). Как грибы после дождя, растут новые пункты выдачи заказов и посылок - они давно выйшли за границы мегаполисов и уже оккупируют поселки. Пока эксперты-аналитики составляют статистические отчеты и прогнозы, в интернете одна за другой, стихийно возникают специализированные системы аналитики для селлеров. Таким образом, маркетплейсы без всякой помощи государства начали решать вопрос занятости и повышения доходов населения.
И это, конечно, замечательно. Однако в результате того, что отрасль быстро заполняется людьми без специальных знаний, буквально "с улицы", бизнес на маркетплейсах неминуемо столкнется (и уже начинает сталкиваться) с проблемами правового порядка. Тем более, что в России оналйн-торговля не имеет хорошей законодательной базы. Если в Евросоюзе отрасль регулируется тремя документами, а в Китае - специальным законом об электронной коммерции, то в России за решение юридических вопросов в сфере торговли отвечают отдельные пункты пяти-шести федеральных законов (некоторые же аспекты не регулируются вовсе). В целом Ecom в России подчиняется правилам оффлайн-торговли.
Примерно так же обстоит дело с налогообложением. Государство несколько лет пыталось обязать продавцов иметь онлайн-кассы, но до сих пор вопрос не решен окончательно. Или, например, полгода тому назад поднимался вопрос - не дать ли регионам возможность самим регулировать права самозанятых и забирать часть налога на профессиональную деятельность. Видимо, подразумевалось следующее: ну, раз такое дело с маркетплейсами, то не разрешить ли самозанятым розничную торговлю. Однако пока никаких решений в пользу этой инициативы, насколько нам известно, не последовало ни со стороны государства, ни со стороны регионов.
Неопытному селлеру стоило бы знать о множестве юридических нюансов, которые необходимо учитывать при работе в российском Ecom. Знания этих нюансов, пожалуй, снимет со многих розовые очки, через которые они видят свое будущее и самих себя в роли селлеров.
Если вам говорят, что вход на маркетплейс почти ничего не стоит, это обман. Возможно, пару-тройку лет назад стать селлером было проще, чем сейчас, но вовсе не потому, что для этого не нужны были деньги. Просто доходы в случае удачи многократно окупали расходы. Сегодня селлеру понадобится регистрация в качестве ИП или ООО. Есть, правда, инсайдерская информация, что на рынке работают и самозанятые, которым запрещено заниматься розничной торговлей (можно продавать лишь изделия собственного производства). Это незаконно, но их никто не ловит. Один из крупнейших маркетплейсов даже разрешил у себя регистрацию самозанятых. Но пока что это скорее исключение.
Итак, зарегистрировав ИП, придется платить за себя страховой взнос в пенсионный фонд - около 40.000 рублей в год. Если же ООО, тогда нужно арендовать юрадрес (от 20.000 в год для Москвы) и либо принимать на работу "номинала" (номинального директора - "зиц-председателя Фунта"), либо оформляться директором самому и в любом случае платить налоги с минимальной зарплаты 12.000 в месяц. Есть и способ остаться в рамках закона, ничего не регистрируя - использовать ИП или ООО за комиссию, заказав им же и ведение бухгалтерии (комиссия - 5-10% от проводимых сумм).
И не надо забывать, что и маркетплейс тоже берет комиссию за успешные продажи, а если товар покажется ему дорогим, то он сам может назначить на него скидку. В итоге прибыль, на которую изначально рассчитывает селлер, может сильно уменьшиться.
К тому же понадобятся деньги на оплату аналитики, с помощью которой селлеры подбирают ходовые и привлекательные по цене товары. А еще - "отказные письма" (3000-3500), их маркетплейс может потребовать в качестве доказательства, что товар не подлежит сертификации. Кстати, стоимость каждого сертификата - десятки тысяч рублей. Также понадобится термопринтер, чтобы печатать этикетки. Если предприниматель собирается упаковывать товар самостоятельно, то упаковку и скотч, понятно, ему тоже бесплатно никто не даст. Если же доверить это специализированной фирме, надо сразу закладывать в расходы оплату таких услуг. И еще много-много разного, о чем не очень любят говорить спикеры рекламных вебинаров и "мастер-классов".
Тем, кому удастся пройти первый уровень без потерь, на втором будут разруливать еще более сложные вопросы, требующие юридических знаний и/или финансовых вложений. Например:
- заключение договоров с поставщиками
- регистрация торговой марки (хотя это не обязательно, но рано или поздно к селлеру приходит осознание факта, что иначе конкурировать очень сложно)
- соблюдение авторских прав
- реклама продукции, подпадающей под те или иные пункты ФЗ "О рекламе" и других законов
- регламенты доставки товаров некоторых групп (например, ювелирных украшений)
- растаможка (если товар произведен не в России)
- удовлетворение претензий покупателя к качеству товара и/или доставки, упаковки (если хотите работать с производителями из Китая, предстоит изучить разницу между российским и китайским законами о правах потребителей, не говоря уж о других особенностях совместного бизнеса с китайскими товарищами)
Чему-то могут научить те, кто проводит курсы, вебинары и мастер-классы. Только вряд ли они захотят плодить конкурентов - уж им ли не знать, какой на маркетплейсах уровень конкуренции, зачем же ее умножать? Главная их цель - это непрямая реклама и сбор денег с обучающихся, большинство из которых (и спикеры это прекрасно знают) никаких миллионов не заработают. Ну, или может быть, ищут способных менеджеров, на которых можно взвалить рутину. Особенно это актуально при выходе на новые площадки.
Кстати, предприниматели, объясняя цели обучения, так обычно и говорят: "Я ищу людей в команду, потому что специалистов по маркетплейсам найти трудно".
В связи с этим - вопрос к государству: а у нас что - исчезли торговые техникумы? Почему нишу обучения дефицитным специальностям занимают непрофессионалы - бизнесмены, выросшие на маркетплейсах? И почему люди идут на эти сомнительные частные курсы и тренинги - а по факту платные кастинги, - а не на курсы тех же государственных центров занятости?
Второй вопрос (такой же, видимо, риторический). У нас была федеральная программа "Электронная Россия". Существует (правда, как-то латентно) концепция "Электронное правительство". Много и часто говорится о "цифровизации". Почему в результате у нас нет даже закона об электронной коммерции, как в Китае? Не стыдно ли чиновникам за то, что рынок, никем не регулируемый, оказался готов к новым технологиям торговли, а вот могучее и богатое государство со всеми его молодыми технократами и нацпроектами никак не может раскачаться на протяжении 20 лет?
___________________________________________________