Дагестанское селение Кубачи – самый известный аул мастеров на Кавказе. В Метрополитен-музее Нью-Йорка на карте кавказских центров ремесел помимо Кубачи отмечены только города Закавказья, а в Эрмитаже селению посвящен отдельный зал.
Несмотря на близость к даргинцам, кубачинцы считают себя отдельным народом, сочетая бережное отношение к традициям с открытостью современным веяниям. Только там женщины носят запоминающиеся платки старинного покроя, и в то же время на свадьбах иногда наряду с национальной лезгинкой танцуют медляки. Каждый год Кубачи посещают тысячи туристов со всего света. Однако есть интересные факты, которые редко услышишь от экскурсоводов.
1. Главное искусство, которым прославились кубачинцы – не ювелирное
Ювелиркой кубачинцы занялись по историческим меркам недавно, переведя на драгоценный металл орнаменты, которые они столетиями вырезали на камне, а позже использовали при отделке оружия. В кубачинском зале Эрмитажа почти нет ювелирных украшений, ведь больше всего специалисты ценят именно образцы искусства камнерезов. Причем наиболее утонченными считаются самые древние – XIV века. Старинные орнаменты отличаются от современных тем, что в них в изобилии присутствуют люди и животные. Правда, в промежутке между серединой XVII и серединой XIX века селение постигла катастрофа. Неизвестный враг (возможно, персидский завоеватель Надир-шах) разрушил стены и большинство башен селения, а на барельефах разбил почти все лица людей и морды животных.
2. Самый известный ювелир из Кубачи – женщина
Как и всякая работа с металлом, ювелирное дело в Дагестане традиционно считалось занятием сугубо мужским. Однако из всех кубачинских ювелиров больше всего прославилась женщина. Манаба Магомедова родилась в Кубачи, но большую часть жизни провела в Тбилиси. До сих пор грузинские ценители искусства узнают ее авторские украшения на улице и восхищенно выдыхают: "Манаба!"
Штихель она взяла в руки в десять лет, обучалась и у дагестанских, и у грузинских мастеров, дружила со знаменитым художником Ладо Гудиашвили. Во время Пражской весны Манаба была на симпозиуме ювелиров в Чехословакии. Билет на самолет пропал. По улицам шли танки, слышались выстрелы. Проведя три ночи на вокзале, Манаба села без билета на первый поезд до Москвы.
Впоследствии она рассказывала, что советский пограничник хотел ее высадить. Тогда Манаба обнажила выставочный кинжал тончайшей работы и сказала, что если он продолжит издеваться, она за себя не ручается. До Москвы она добралась благополучно. До глубокой старости Манаба увлекалась армрестлингом. Приходящим к ней девушкам она предлагала померяться силой. Устоять против старушки не мог почти никто. Сейчас традиции ювелирного искусства Манабы продолжает ее дочь Лейла.
3. В предпринимательстве кубачинцы добились не меньших успехов, чем в ювелирном деле
Кубачинцы путешествовали по всему миру, привозя из-за границы редкие товары. По сути, они заполнили не один зал Эрмитажа, а два. Ведь местные торговцы продали музею одну из двух крупнейших в мире коллекций персидской керамики.
Даже трудности предприимчивые кубачинцы обращали себе на пользу. Когда Расула Магомедова в 1929 году раскулачили и сослали в Тотьму, он там так хорошо устроился, что вскоре пригласил к себе в мастерскую напарником брата Гаджиумара – иначе с обилием заказов было не справиться.
4. "Фирменный" цвет Кубачи – синий
Когда-то он был в селе повсюду. До сих пор в старой части селения сохранились дома с синими стенами и мостовые, где стыки между камнями окрашены синим.
5. В Кубачи сохранились реликты мужских союзов и средневекового карнавала
Порой на кубачинские свадьбы прибегают пялтары – ряженые в кольчугах и страшных войлочных масках. Они говорят измененными голосами и бьют гостей хлыстами (весьма чувствительно). С ними также бывают ряженые, изображающие женщин. У этой традиции глубокие исторические корни. В селении до 1920-х годов сохранялись так называемые мужские союзы.
Молодые неженатые юноши переселялись на несколько месяцев в особые мужские дома, где учились дисциплине и перенимали опыт старших. Следы таких мужских домов сохранились в сказках самых разных народов. Вспомним пушкинских 33 богатырей под руководством мудрого дядьки Черномора. Под конец таких "сборов" молодежь устраивала грандиозные шахские игры.
Часть юношей рядилась в шаха и его приближенных, часть – во врагов, паалиурти. Самые бедные парни изображали жен людей шаха. "Враги" крали "жен", после чего люди шаха гонялись за ними по всему селению, запрыгивая на крыши и вламываясь в дома. Со временем паалиурти превратились в пялтаров. Средневековый карнавал утратил масштабность, но продолжает жить в удивительном селе, органично сочетающем традиции и современность.
Если статья понравилась, возможно, вам будет интересно прочитать мой прошлый пост о "Пяти качествах, которые всем не мешало бы перенять у дагестанцев" или купить мою книгу "Живой Дагестан".