Как большая музыка преображает малый город
В центре России по пути из столицы на юг, на живописной реке Быстрая Сосна - Елец. Мал, да удал. Сколько раз, заслоняя Русь от врагов, он погибал, сгорая дотла, и возрождался вновь.
Летопись свидетельствует: "град Елец" на один год старше Москвы. За много веков тут били всех – от Тамерлана до Гудериана. А нынче в легендарном граде-крепости, овеянном суровой воинской славой, звучат Музы.
Судьбе было угодно – на крутом берегу, что помнит конницу монголов и удалые русские кулачные бои - в начале прошлого века десятым ребенком в небогатой семье родился мальчик, который с радостью пел в церковном хоре, самозабвенно внимал переливам колоколов трех десятков елецких храмов, гулял по бунинским аллеям, до рассвета слушал соловьев, постигал законы музыки, сочинив уже в 13 лет первый этюд для фортепиано.
Выдающийся советский композитор, 110-летие которого будет отмечаться в 2023 году, Тихон Николаевич Хренников считается одним из основоположников советской музыкальной классики. Он известен миллионам симфониями, песнями, мелодиями к спектаклям, опереттам, кинофильмам.
Его аккорды к знаменитой киноленте «В шесть часов вечера после войны» были пророческими - 9 мая 1945 года композитор встретил в Берлине, где исполнял свои произведения для воинов-победителей.
Больше 40 лет Тихон Хренников был «главным по музыке» в большой стране – руководил творческим союзом композиторов СССР.
В его память на Липецкой земле каждые два года - большой музыкальный праздник.
Этим летом родина Тихона Хренникова приняла многочисленных гостей и туристов уже седьмого по счету Всероссийского музыкального фестиваля его имени.
За четырнадцать лет, прошедших с тех пор, как по завещанию 94-летнего композитора, он был похоронен в родном городе, в России и мире многое изменилось.
Композитор с большой буквы!
О Хренникове вспоминают не только в России. Вот, что сегодня написал мне из Астаны Серик Еркимбеков, в 1998-2007 годах председатель Союза композиторов Казахстана:
«Тихон Николаевич остается значимой личностью для наших профессиональных композиторов. В архиве храню, ставшее уже фактом истории, удостоверение «Член Союза композиторов СССР».
Серик Еркимбеков вспоминает то время: «В те годы хорошие профессиональные и, самое главное, общечеловеческие отношения складывались у руководства Союза Композиторов Казахстана во главе с Е.Рахмадиевым и правлением Союза композиторов СССР, которым продолжительное время бессменно руководил Т.Хренников. Это играло важную позитивную роль в развитии общего культурного пространства.
Многочисленные концертные программы фестивалей из произведений композиторов всех союзных республик, творческие пленумы, Дома творчества, где создавались многие произведения наших деятелей искусства, издания партитур, работы музыковедов, материальная поддержка авторов, всё это было во многом благодаря большой личной поддержке, благодаря энергии Тихона Николаевича».
- До сих пор в памяти казахстанцев выездной Пленум Союза композиторов СССР 1984 году в Алма-Ате, - делится давними впечатлениями Серик Еркимбеков, - удивительное по силе авторское исполнение Тихоном Николаевичем своего Фортепианного концерта, звёздные программы из музыки талантливейших композиторов разных республик, знакомство с гением молодого тогда Владимира Гергиева, ныне Мэтра с мировым именем.
Именитый казахстанский композитор с удовольствием отмечает: в те годы шла как никогда творчески насыщенная, профессионально востребованная композиторская жизнь. «На моем билете члена Союза композиторов СССР, как и у многих моих коллег, стоит автограф самого Т.Н.Хренникова, и это весьма дорого, как с позиции ушедшей эпохи, так и доброй памяти о незаурядном человеке, большом художнике».
Кстати, Серик Еркимбеков с гордостью замечает: «Офис Союза композиторов и землю «Дома творчества» я, будучи председателем творческого союза республики, уберёг, несмотря на разные "наезды и подъезды" – уверен, Тихон Николаевич бы одобрил, ведь он всегда бескомпромиссно защищал и поддерживал своих коллег».
Художник и «человек-эпоха»
- Когда я узнала, что в этом году фестиваль, посвященный Тихону Хренникову, будет увенчан, это слово специально мной выбрано – «увенчан», ландшафтной постановкой оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце», то с радостью приняла приглашение и ожидания не обманули: не берегах реки было поистине великое зрелище! – отмечает журналист, обозреватель РОСМИПРЕСС, Алла Бурцева. – Хочу выразить огромную благодарность всем, кто его создавал! Клубам исторической реконструкции, музыкантам Липецка и Ельца, солистам из Большого театра и Геликон-оперы, звукооператорам и мастерам спецэффектов, декораторам и видеотехникам! Это было незабываемо!
Сотни людей трудились, чтобы художественно воссоздать события 1395 года – нашествие на Русь Тимура Тамерлана.
В тот год погиб, вставший на пути завоевателя, город Елец. Согласно легенде, после битвы Тамерлану явилась во сне Пресвятая Богородица и велела отступить. История подтверждает – после Ельца он не пошел на Москву, а развернул войско в обратный путь.
- Тихон Хренников до сих пор недооцененный композитор, невзирая даже на грандиозный фестиваль его имени, - убеждена Алла Бурцева, - Он, бесспорно, был более масштабной фигурой в истории, чем нами принято это воспринимать.
Хренников смог отстоять и защитить от произвола многих, попавших в идеологическую опалу творцов, очень много делал на своем посту для спасения тех, на кого в ту пору строчили доносы. Что и говорить, «Генеральный секретарь Союза композиторов СССР» - очень весомая фигура, авторитет свой он использовал в полной мере во благо всем.
На взгляд публициста Аллы Бурцевой, изучавшей детали того времени, две бесспорно ярких творческих личности – Тихон Хренников и народный артист Михаил Жаров - смело и бескомпромиссно защищали своих друзей и коллег, вне зависимости от национальных, идеологических и творческих признаков. Они шли до конца, не боялись ставить свою судьбу и карьеру под угрозу.
Политолог Дмитрий Журавлев, руководитель Института региональных проблем, поклонник Хренникова: «Восхищает, что композитор стал знаменитостью мирового уровня уже после первой своей студенческой симфонии, которую написал, как дипломную работу. Конечно, ему симпатизировали в Кремле того времени, но на строгую мировую музыкальную общественность это вряд ли оказало решающее влияние».
Дмитрий Журавлев считает, что за свою долгую творческую жизнь Хренников многое успел рассказать человечеству до того, как очередная эпоха закончилась. «Он не по своей воле слишком рано стал очень большим начальником, и его образ государственного деятеля во многом заслонил образ замечательного, жизнерадостного, жизнеутверждающего композитора. Когда тебя вызывают к самому Маленкову, у тебя мало вариантов для выбора. Ты же не мог сказать Георгию Максимилиановичу, что ты против того, чтобы стать большим чиновником, а хочешь музыку писать. Но опять же – глубочайшее уважение Хренникову, музыку писать он не перестал. И его музыка не старела, не стиралась в памяти, она всегда была и традиционной, и современной, и приятной слуху».
О широком дыхании
Сегодня жители малого города благодаря фестивалям глубже знакомятся с большой музыкой, мировым наследием, принимая у себя ведущих певцов, инструменталистов. Масштаб фестивалей Хренникова растет и вместе с ними растет на родине композитора молодая творческая интеллигенция.
Семь фестивалей, во время которых царит Его Величество Искусство, изменили и преобразили Липецкую землю.
Мой любимый казахстанский певец, всемирно известный тенор, Алибек Днишев однажды заметил, выступая на посольском вечере в Москве: «Русская и казахская народные песни требуют широкого дыхания».
А мне подумалось, что «широкого дыхания» от всех сегодня требует само Время. Бережно и деятельно храня прошлое культуры - от народного творчества до классики - человечество обретает эту самую, так необходимую всем сегодня, широту дыхания, широту мышления, широту взглядов…
А там, где разговаривают Музы, пушки молчат!
Олег ЗЛОБИН
Фото автора и В.Савельева
ОТ ВЕКА К ВЕКУ с ВАМИ)