Железнодорожная станция Кавказская — одна из крупнейших в Краснодарском крае, где останавливаются все проходящие поезда дальнего следования.
Находится станция в г. Кропоткин, который берет свое начало от хутора Романовский, возникшего, в свое время, благодаря строительству Ростово-Владикавказской железной дороги на месте поста Романовский.
Здание ж/д вокзала было построено в 1903 году по проекту Петербургского проектного института.
Строение из красного кирпича, сочетающие стили русской архитектуры средних веков и ампир, изначально вызывало заслуженное восхищение хуторян.
На момент открытия это здание отвечало всем требованиям своего времени: имелись три зала ожидания, комнаты матери и ребенка, почта, парикмахерская, билетные кассы, здравпункт, помещение для полиции и служебные комнаты. На втором этаже размещалась комната отдыха транзитных пассажиров, ресторан, служебные комнаты. В подвале — котельная, склад, комнаты персонала.
По свидетельству старожилов, под аркой центральной части проходил тракт в степь за железнодорожные пути, прямо через здание вокзала. С небольшими изменениями здание достояло до Великой Отечественной войны. Во время оккупации было разрушено, после освобождения Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков вокзал полностью восстановили по старому проекту. Единственное существенное послевоенное изменение — возведенный в 1961 году тоннель из здания вокзала к третьей и четвертой платформам…
В июле 1875 года — началось движения поездов со станции Кавказская, а в далеком 1872 году у бывшего поста Романовского появились первые строители — плотники и каменщики, грабари, выполнявшие земельные работы при помощи лопат, тачек и тягла. Так началось строительство участка Ростово-Владикавказской железной дороги и станции между станицами Кавказская и Казанская.
Концессия на постройку дороги была выдана инженеру барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю, имевшему огромный опыт в строительстве железных дорог в центральной части России. Под его руководством построены Московско-Рязанская, Московско-Курская, Орловско-Витебская, Балтийская, Грязевоцарицинская железные дороги. Ростово-Владикавказская железная дорога, одна из сложнейших, была построена в установленный срок, без необходимости доделок в последующем, каких-либо упущений. Их просто не было».
А вот прибытие поезда Воркута-Адлер на ст. Кавказская. Всего в пути от начальной до конечной точки маршрута поезд находится 3 дня 17 часов. "Долгий путь на море")))
Текст публикации подготовлен по материалам С.Езаова, сотрудника городского краеведческого музея. https://ognikubani.ru/news/obshestvo/5886-po-relsam-v-proshloe/