Было это в самом конце 80-х годов в одном из сибирских АТП. Перестройка, ускорение, демократизация и гласность шагали по стране…
Перемены пришли и в далёкую, от столицы, Сибирь. В АТП почти каждую неделю собрания. Организовали СТК (Совет Трудового Коллектива). А как же, Демократия! Хватит начальству всё единолично решать!
В курилках, в диспетчерской, и промеж собой среди рабочих сначала изредка, а потом всё чаще, и увереннее шли разговоры, о том, что пора бы и с конторой разобраться.
Уж много там нахлебников сидят: ПТО, бухгалтерия, отдел кадров, отдел эксплуатации, у директора в замах аж два человека: главный инженер, и заместитель по эксплуатации, начальники колон тоже не нужны, и так далее.
Да и директора надо бы переизбрать, уж шибко он строгий, и требовательный не в меру.
Мнения, конечно же, разделились на счёт этого, а особенно менять директора или нет.
-Да он себя как барин ведёт: что решил и точка, никто ему не указ!...
-Ну так зато порядок…
-А сколько он по «двум горбатым» (33 статья КЗоТ) народу уволил, забыли что ли?!...
-Так за дело же!...
-Ну подумаешь, загулял работяга, так сразу же либо «на метлу», или пинком с автобазы!...
-А как? Что теперь можно когда захотел тогда на работу и пришёл? Или бухать на работе?...
-Да и так-то он сам из шофёров, знает, чем мужики дышат…
-Вот то-то и оно! Знает, а гайки закручивает что будь здоров…
Так или почти так обсуждали мужики, сей серьёзный вопрос касаемо директора…
Больше всех за выборы нового директора агитировали двое передовиков, из междугородней бригады.
И вот очередное собрание в красном уголке, уж больно оно выдалось бурным. Страсти кипели нешуточные.
Упрёки, обвинения, требования чтобы в АТП была настоящая демократия, и никакого единоначалия, конечно, не все это поддерживали, от этого страсти только накалялись:
-Главного инженера убрать! Шофёр и сам знает, как ему машину ремонтировать…
-Да, правильно!...
-Кладовщицы тоже не нужны: что надо для ремонта, каждый сам пришёл и взял со склада!...
-Да вы что?! Через пару дней от склада голые стены останутся! –Парировал директор.
-Не останутся, у нас тоже понятия и совесть мается…
-И инженера по ТБ и БД убрать! Ищейку этого! ГАИ есть…
-А за техникой безопасности кто в АТП следить будет?...
-Ни чё, сами с пониманием, голову и ещё что-нибудь, под кузов и так никто не суёт…
-И бухгалтерия не нужна! Одну расчётчицу оставить, и кассира, чтобы зарплату выдавала…
-И чтобы директор каждую неделю перед СТК отчитывался: прибыль какая, убытки и прочее…
-Да точно! А ещё чтобы наказывать и увольнять не мог без решения СТК!...
-Да вы чего мужики?! Это же анархия какая то, как в семнадцатом году! Такое начнётся!...
-Ну да, нам работать надо, а не заседать, да и без дисциплины хана АТП быстро придёт…
-А ты бы помолчал Назар, знаем, что вы с директором земляки, вот и пыжишься…
-Кто бы говорил Васёк, это ты сейчас такой смелый, а вспомни, как ты года три назад перед директором хвост поджимал, и лебезил!...
-Так всё успокойтесь! Не надо здесь личных разборок устраивать! –Попытался остудить пыл спорщиков директор. -Давайте по делу.
-А почему бы и нет?! Разговор-то начистоту, так что пусть каждый говорит что думает. –Прозвучали голоса с задних рядов.
-А вы тоже начистоту, Кирилл Иванович, говорите! –Требовательно сказал пожилой бригадир БелАЗистов.
-Да точно! И не мешало бы про стукачей узнать, а то чихнуть не успеешь вы уже знаете! –Поддержали молодые шофёры бригадира.
-Ну допустим я и без всяких шептунов многое что ведаю, потому что сам, до директорства, двадцать лет баранку крутил, из них 7 лет на БАМе.
-Подождите мужики, у меня ещё одно требование: чтобы новые машины тоже СТК распределял, а то директор с колонными сами решают кому чё, а кому дырку от бублика! –Высказался Василий из бригады междугородников.
-Ну не тебе Вася жаловаться, твоему КамАЗу всего-то полгода!
-А я не только за себя, я за всех! А то вон Назару в том месяце директор новый КамАЗа-53212 выдал с прицепом! А мне 5410, да новый, согласен, но полуприцеп то не новый, да ещё и МАЗовский.
-Да что ты прицепился ко мне, я…
-Стоп! Закончили балаган! Ты Василий КамАЗ получил по очереди и Назар тоже, так что никаких обид. –Попытался спокойно унять назревающий скандал директор, но по внешнему виду было видно что сдерживает он себя из последних сил.
-Нет уж, давайте спокойно без утайки, и главное откровенно разберёмся! –Не унимался Вася. –За какие такие заслуги Назару такой крутой грузовик?! Он что без косяков что ли?!
А на 23 февраля кто с похмелья пришёл? А мастеру, на УПТК, кто фэйс начистил, когда они они вагонку стыренную не поделили? Назар! И всё ему с рук сошло!
-Да ты что несёшь?! Ты язык-то свой попридержи! Дятел!...
-И вы товарищ директор об этом знали! И всё ему на тормозах спустили!
Красный уголок взорвался криками и невероятным гомоном.
Директору большого труда стоило успокоить людей.
-Раз уж такой расклад пошёл, то вы точно хотите правды?!
-Да!...
-И только так!...
-Раз и навсегда во всём разберёмся, и на этом точка!...
-Говори Кирилл Иваныч! Ты же вроде мужик прямой…
-Добро! А скажи-ка мне Василий, откуда я про похождения Назара и ещё некоторых твоих друзей знаю?
-Так это… Да я откуда знаю… -И тут Вася понял что наступил на собственные грабли.
-А я скажу: ты же мне и доложил, и не только про Назара.
В зале воцарилась гробовая тишина.
-А может быть ты Игорь Петрович хочешь что-то добавить? –Обратился он к лучшему другу Василия, и одному из главных сторонников перестройки в автобазе.
-А я что?! Я же… я не про то, я про… да я же всем лучшего хочу!...
-Игорь помолчи, речь сейчас уже не о твоих хотелках, рЭволюцЫонЭр ты наш... хренов! -Высказался КрАЗист.
-Кирилл Иванович, так это что получается? Вам наушничали, а вы что же?! –Задал вопрос бригадир мотористов.
-А я слушал, но вот скажите мне уважаемые, кого я уволил, или наказал по наводке доброжелателей? Вот ты Вася, или ты Игорь, кого я наказал из тех про кого вы мне докладывали?
-Так это… ну не было такого! Не докладывали мы вообще ничего… не помню я такого.
-Вооот! А наказывал я только тех, кого сам ловил, или кто-то из руководства! Ну что не так, а?!
Мужики примолкли, видать вспоминали, что да как было.
-Да что тут рассуждать, понятно всё!...
-А ещё в передовиках ходили! Эх Вася!...
-От тебя Игорь, я такого .... не ожидал!...
-И я тоже! Ох и м….и же вы оба!...
-Да что вы мужики! Да я… да я же сколько лет с вами!...
-Да заткнись ты!...
Всё с вами ясно!...
-Простите мужики, ну у меня же четверо детей, я… ну так вышло, сподличал... простите –Попытался извиниться Игорь.
-Да вы чего мужики! Директор вон, какой хитрый! Специально нас лбами сталкивает, а вы и повелись!
-Харэ пургу нести Вася, хотя-бы извинился…
Собрание завершилось уже поздним вечером, революция в этот раз не свершилась, потому что главные зачинщики были, мягко говоря, скомпрометированы.
А на следующий день Вася появился в диспетчерской со следами мужского и серьёзного разговора на лице. А ещё через неделю уволился по собственному желанию.
Васе после того собрания ещё долго никто руки не подавал, а он старался как можно реже на людях появляться, выпрашивая у зама по эксплуатации самые дальние, и порой даже не совсем выгодные, рейсы.
***
Постепенно все эти демократические веяния сошли на нет, приказал долго жить и СТК.
Сменился собственник, АТП стало частью большого ОАО. Пришли совсем другие времена, предприятие существовало ещё долгие годы, было всё: хорошее и плохое, падения и взлёты. А руководил АТП тот самый Кирилл Иванович, до самого своего выхода на заслуженную пенсию.
Если у вас друзья есть что добавить, или вы хотите обсудить рассказ, то милости прошу в раздел "комментировать".
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо.
Благодарность (добровольная) автору за его труд:
Рассказ художественный и лишь основан на реальных событиях, все совпадения с реальными людьми случайное совпадение.
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников источников