Из Украины то и дело приходят тревожные новости. С просьбой проанализировать их мы обратились к кандидату исторических наук, доценту кафедры истории России исторического факультета Крымского федерального университета им. В. Вернадского, члену Общественной палаты РК Виктору ХАРАБУГА.
— Как бы вы охарактеризовали российско-украинские отношения сегодня?
— В современных условиях Украина из советской республики, а затем нейтрального государства превратилась в откровенно враждебное по отношению к России. Украинцы никогда не были единой политической нацией. По всем важнейшим вопросам электорат запада и востока голосовал диаметрально противоположно. После событий 2014 года политические силы, базирующиеся на востоке Украины, были выдавлены из политического процесса. Особенно ярко это проявилось на Донбассе, народ которого взялся за оружие и не захотел жить по идеологии бандеровского толка, которая правит бал на Украине. Её апологеты — враги, худшие, чем фашисты. Если во время Великой Отечественной войны их хозяевами были гитлеровцы, то сегодня это место заняли США.
Современная Украина — не самостоятельное государство. Любой её президент может быть только чьей-то марионеткой. Так, якобы либеральный и толерантный президент Зеленский в агрессивности превзошёл своего предшественника Порошенко.
В последнее время межгосударственные отношения резко обострились, дошли до уровня военного противостояния, хотя официально объявлять войну России Украина не собирается. Она всё больше сближается с Западом. Её политические и финансовые элиты полностью находятся от него в зависимости. На Украине уничтожены даже остатки демократии. Это делается при полной поддержке стран НАТО.
— И для чего Западу такая Украина?
— Запад не заинтересован в её экономическом развитии и превращении в самодостаточное государство. Он видит Украину как свой аграрный сырьевой придаток и источник дешёвой рабочей силы. Судя по всему, в стратегии стран НАТО Украине отводится роль военного барьера против России. Как и страны Восточной Европы, бывшие союзники СССР по Варшавскому договору, республики Прибалтики, Молдова, Белоруссия и Украина должны образовать этот барьер от Балтийского до Чёрного моря. Он должен обеспечить безопасность Западной Европы, увековечить развал СССР и разделённость русского народа.
Возвращение Крыма в состав России Запад воспринял как угрозу и возможность частичного восстановления СССР в его естественных границах. Этого там никак не хотят допустить. Поэтому военно-политическая поддержка Украины становится для Запада важной задачей. Он готов вкладывать средства в её армию, которая должна стать инструментом сдерживания военной мощи России.
— Соответственно, недавние учения «Си-Бриз» — это демонстрация силы перед Россией?
— «Си-Бриз» страны НАТО проводят в Чёрном море ежегодно с 1997 года. В этот раз в них участвовали 32 боевых корабля, 40 самолётов и пять тысяч военнослужащих. Особо заинтересованы в учениях такие страны, как США, Великобритания, Нидерланды, а также имеющие выход в Чёрное море — Турция, Украина, Болгария, Румыния, Грузия. Для стран НАТО это выгодно тем, что учения обеспечивают боевую слаженность флотов черноморских государств применительно к театру военных действий, оказывая тем самым давление на Черноморский флот и Вооружённые Силы России. А Украина видит в учениях возможность сдерживания России и в перспективе возвращения Крыма в состав Украины и решение проблемы Донбасса.
— Но мы же понимаем, что эти усилия Киева тщетны. К чему эта возня? Крымский вопрос закрыт, так сказал наш президент.
— Возвращение Крыма в состав России состоялось в полном соответствии с нормами международного права и волеизъявлением населения, но категорически не признано Украиной и странами НАТО. Для них оно означало крах геостратегических планов по дезинтеграции России, а для нашей страны это было укрепление её положения в Северном Причерноморье.
При этом Президент и Правительство РФ столкнулись с рядом серьёзных проблем. Главной из них стало огромное военно-политическое давление на Россию со стороны США и стран НАТО, а также военные провокации со стороны захвативших власть на Украине бандеровцев.
В сложившейся ситуации руководство России было вынуждено, помимо решения в Крыму экономических и гуманитарных проблем, создать здесь сильную военную группировку.
Полуостров сегодня отлично защищён от агрессии на суше, на море и с воздуха, и любые провокации бесполезны, они не могут изменить ситуацию в пользу стран НАТО. Кроме того, планируется перевооружить береговые ракетные комплексы новыми гиперзвуковыми ракетами «Циркон», а ПВО — системами «С-500». Таким оружием страны НАТО вообще не располагают.
Недавний инцидент с британским эсминцем «Дефендер» представляет собой спланированную Минобороны Великобритании и санкционированную премьер-министром провокацию. А к серьёзному боестолкновению с Россией вся группировка военно-морских сил стран НАТО и Украины не готова, не в состоянии военным путём решить «крымскую проблему».
Украина, участвуя в «Си-Бриз», рассчитывает облегчить себе вступление в НАТО, привлечь внимание к Крыму, получить моральную поддержку, добиться введения новых санкций против России.
— На Украине принят закон о коренных народах. Он вызывает много вопросов, хотелось бы разобраться, чем это чревато для Крыма?
— 1 июля 2021 года закон «О коренных народах Украины» поддержали 325 депутатов Верховной Рады из 450. Не голосовала только «Оппозиционная платформа — за жизнь».
Декларация ООН о правах коренных народов не содержит какого-либо юридического определения, поскольку страны не смогли договориться по этому поводу, оставляя право национальным законодательствам той или иной страны сделать это самостоятельно. И авторы украинского закона предложили такой вариант: «Коренной народ Украины — автохтонная этническая общность, которая является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознаёт себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе её населения и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины». Такими признаны крымские татары, караимы и крымчаки.
Запрещённая в России организация «меджлис крымско-татарского народа» долгие годы требовала от Украины принятия такого закона и вела политическую кампанию по признанию крымских татар коренным народом, а Крыма — своим национальным государством. Эта идея провозглашена ещё на II Курултае крымско-татарского народа и закреплена в специальной декларации. Однако власти Украины и все партии от крайне правых до левых не торопились это делать. Даже после событий 2014 года, когда Крым воссоединился с Россией, различные политические силы относились к этому закону с большой настороженностью. Понадобилось 7 лет, чтобы власти созрели для его принятия.
Дело в том, что центральный тезис закона — признание права коренных народов на само-определение. Оно лежит в основе всех остальных индивидуальных и коллективных прав коренных народов. Самоопределение предполагает возможность «свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие».
Фактически это признание права на собственную национальную государственность в той или иной форме. В данном случае — это право на национальную татарскую автономию в Крыму в составе Украины. Отсюда и наделение статусом коренного народа только этносов, сформировавшихся на территории Крыма, который де-факто не входит в состав Украины, а является российской территорией. Понятно, почему такое ярое нежелание признавать коренными народами русских, поляков, венгров, румын, гагаузов, евреев. Оно вызвано страхом утратить статус унитарного государства, где только украинцы — коренной народ и государствообразующая нация.
Особый страх вызывает у депутатов наличие на Украине многомиллионной русской диаспоры, в течение столетий осваивающей территории, которые впоследствии по разным причинам и в разное время вошли в состав Украины.
В силу своей малочисленности караимы и крымчаки не могут претендовать на государственность в Крыму. Эти этноконфессиональные общности скорее добиваются экономических привилегий, которые может обеспечить для них статус коренного народа.
А что касается реализации права на самоопределение и провозглашение Крыма республикой крымских татар, то сегодня Украинское государство частично реализовало его в своём законодательном поле, но не на практике, поскольку Крым вернулся в состав Российской Федерации, а здесь действуют другие законы. Рефат Чубаров пытался хотя бы на бумаге решить этот вопрос. Однако президент Зеленский опасается продвигаться в этом направлении, поскольку такая идея вызывает негативную реакцию у большинства населения Крыма и в ещё большей степени подтвердит пророссийский выбор крымчан. В то же время Зеленского подталкивают на этот путь его западные союзники, особенно США и Турция, которые по-своему заинтересованы в таком решении.
Сама постановка этого вопроса отрицательно повлияет на межнациональные отношения в Крыму и активизирует притушенный межэтнический конфликт. В целом принятие закона о коренных народах рассчитано на подавление национального самосознания русского населения Украины, вытеснение его на периферию политического процесса в стране.
— Что такое «Крымская платформа» и каковы её стратегические цели?
— Инициатором создания новой международной площадки под названием «Крымская платформа» выступил президент Зеленский. Она рассчитана на координацию действий западных союзников Украины по решению проблемы возвращения Крыма в состав Украины. Предполагаются методы политического, информационного и экономического давления на Россию.
Первый саммит «Платформы» должен состояться 23 августа 2021 года и будет связан с торжествами по случаю 30-летия независимости Украины. Ожидается прибытие представителей 30 государств. Они будут обсуждать проблемы «деоккупации» Крыма. Лидеры меджлиса (организации, запрещённой в России. — Ред.) подчёркивают, что проект «Крымская платформа» невозможен без участия крымских татар и рассчитывают поднять на саммите вопрос о крымско-татарской автономии в Крыму. «Крымская платформа» должна действовать постоянно, пока не будут достигнуты её стратегические цели.
— Итак, если проанализировать последние события на Украине, то какие можно сделать выводы?
— Главное — силовое решение Украиной и её западными союзниками крымской и донбасской проблем невозможно. Украина и натовцы не располагают для этого необходимыми средствами и не идут дальше военных провокаций. Втягивания в большую войну, тем более с применением ядерного оружия, они боятся, понимая её бесперспективность. Учитывая равновесие сил, такое положение может сохраняться достаточно долго.
Продолжится и экономическая война против России с целью подрыва её экономики, ухудшения материального положения населения, возникновения на этой основе протестных настроений, направленных против существующего политического режима.
Эта технология показала свою эффективность при развале СССР. Сегодня ситуация не менее благоприятная для западных государств: Россия не обладает мощью СССР, а за прошедшие тридцать лет западные страны сформировали здесь пятую колонну, готовую действовать против своей страны.
Успех и победа в этой борьбе будут зависеть от субъективных факторов: будет ли стоять во главе России сильный политический лидер, способный контролировать ситуацию и оперативно принимать эффективные решения; будет ли Россия обладать патриотически настроенной политической элитой, ставящей государственные интересы выше собственных и оказывающей эффективную поддержку своему лидеру.
Интервью взяла Л. РАДЕВА
Фото из открытых источников