В декабре 1237 года монгольское войско под руководством внука Чингисхана Батыя основательно разорило Рязань. Трагическая судьба княжества стала предупреждением для всей Руси, и в особенности для владимирского князя Юрия Всеволодовича. Юрию требовалось действовать без промедления, если он рассчитывал уберечь свои владения от опустошения.
Поначалу князь думал, что монголы не представляют серьезной опасности. Он разместил на границе своих земель небольшой сторожевой отряд в две или три тысячи всадников под командованием воеводы Еремея Глебовича. Также Юрий Всеволодович отказал в военной помощи Рязани, считая, что орда, как и другие кочевники до них, разграбят приграничье и не станет двигаться вглубь Руси.
Однако князь глубоко заблуждался - именно Владимир являлся главной целью монгольской кампании 1237-38 годов. Батый специально выбрал зимний период для ведения боевых действий. В эту пору все водоемы покрылись крепким льдом, и всадники могли быстро передвигаться по руслам рек - снежный покров там был значительно тоньше, чем на земле. Сами монголы и их лошади не испытывали особых проблем из-за холодов, поскольку зима в их родных краях тоже отличается суровостью.
Как только Юрий понял, что завоеватели продолжают свое движение, он собрал у Коломны крупные силы. В состав его армии, помимо сторожевого отряда воеводы Еремея, вошла дружина Романа Ингваревича, коломенский и московский городовые полки, а также владимирский полк под руководством сына князя Всеволода Юрьевича. Предположительно, численность русских войск не превышала восьми тысяч ратников.
На совещании было принято решение не прятать войско за стенами города, а вывести его в поле. Княжич Всеволод и Еремей Глебович вознамерились дать монголам бой и приготовили для них "сюрприз" - надолбы из вкопанного в землю скошенного частокола, затруднявшего продвижение конницы.
1 января 1238 года к Коломне подошли основные силы Батыя, намного превосходившие по численности всю княжескую армию. Длительной подготовки к битве не было: владимирские воеводы решили стремительной атакой опрокинуть противника. Ощетинившись копьями, русские дружины нанесли внезапный и сокрушительный удар по неприятелю. Первая линия легковооруженных монгольских всадников была беззащитна против натиска тяжелой копейной конницы, поэтому сразу же понесла серьезные потери.
Однако атакующим так и не удалось с ходу смять монголов из-за их железной дисциплины и многочисленности. Далее сражение перешло в статичную фазу, но это была ожесточенная рубка. В кровопролитной сечи ордынцы смогли убить большинство русских командующих, в том числе Еремея Глебовича и коломенского князя Романа Ингваревича. Владимирцы тоже не остались в долгу: дружинники частью перебили, а отчасти обратили в бегство отряд Кульхана, младшего сына Чингисхана, после чего зарубили и его самого.
Впрочем, это был локальный успех. На поле боя постоянно прибывали свежие монгольские подразделения, которые постепенно оттеснили уставших ратников к надолбам, где и расправились с ними. Только остаткам городового полка из Москвы, а также княжичу Всеволоду с небольшим отрядом удалось пробиться сквозь вражеские ряды. Остальные русские воины почти все погибли.
Продолжение: Монголы. Второе нашествие на Русь: разгром Владимира и Москвы
Ранее: Монголы. Второе нашествие на Русь: гибель Рязани
Начало: Монголы. Рождение Великой империи