США выпускают самолёт пятого поколения F-22 Raptor с 1997. Первая серийная машина пошла в ВВС США 14 января 1999 года. F-22 должен был полностью заменить F-15 Eagle. При всей успешности проекта F-22, в 2001 году начата программа Х-35, и в 2006 запущено производство самолёта пятого поколения F-35 Lightning. Самолёты F-15 и F-16 не только не сняты с вооружения, но даже их производство не прекращалось. Более того F-16 постоянно модернизируется и остаётся основным самолётом стран блока НАТО.
Как дела в РФ с самолётами пятого поколения? Программа ПАК-ФА начата в 1999 году, в 2001 были окончательно сформированы требования к новому самолёту. Новый самолёт должен полностью заменить тяжёлый истребитель Су-27 и дальний перехватчик МиГ-31. Первый полёт опытный истребитель Т-50 совершил 29 января 2010 года. Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года.
Опять же при всей видимой успешности проекта Су-57, на авиасалоне МАКС-2021 20 июля 2021 года представлен публике проект самолёта Су-75 лёгкого тактического многоцелевого. При этом производство Су-35 (развитие Су-27) продолжается.
Появляется вопрос : а так ли хороши самолёты F-22 и Су-57, если после старта их производства появилась необходимость в F-35 и Су-75? Чтоб ответить на этот вопрос нужно заглянуть в недавнее прошлое. США и СССР выпускали истребители двух классов, тяжёлого и лёгкого. В США собирали F-15 и F-16, в СССР Су-27 и МиГ-29. Для полноты картины, в СССР на самом деле выпускали истребители не двух, а трёх классов, есть ещё истребитель-перехватчик МиГ-25 позже МиГ-31. У тяжёлых и лёгких истребителей разное предназначение, поэтому и нужны F-22, F-35, а в России Су-57, Су-75, которые сменят самолёты четвёртого поколения. Они не заменяют друг друга, а дополняют. Это в идеале, на самом деле могут и заменить, Су-37 (фронтовой бомбардировщик) отправить на перехват, а МиГ-29 на бомбардировку, на всё воля генералов и реальная боевая обстановка.
Ответ на вопрос теперь становится очевидным: Су-57 и F-22 слишком хороши, они дорогие и технически сложные, чтоб гонять по пустякам. И роль лёгких истребителей становится незавидной, их задача идти в расход, прикрывая тяжёлый истребитель или бомбардировщик.
И если это так на самом деле, то что же покажет Китай в дополнение к своему J-20?