И для меня, и для папы, и для мудрого и внимательного котика эстетика - самая интересная из философских дисциплин, если только не считать бесконечную и неисчерпаемую онтологию, изучающая основы всего, и полную хитросплетений герменевтику, изучающую с философской точки зрения тексты (известно же, что вначале было слово...). Сегодняшний наш разговор об эстетике: об ужасном и прекрасном, о гармоничном и хаотичном, о трагическом и комическом...
М.: Итак, эстетика изучает окружающий нас мир, оценивая окружающие предметы и явления с точки зрения их красоты и некрасивости, возвышенности и низменности. Она изучает творчество, но не как художественная или литературная критика, не внешнюю его сторону и технику, а внутренний мир. Правильно?
П.: Можно дополнить. Эстетика изучает постижение человеком мира в образах. Образах произведений искусства и литературы, образах окружающих людей и явлений природы, образах предметов повседневного обихода.
М.: То есть предмет эстетики - это и картина, и книга, и дома, и люди вокруг, и облако, и обои, и чайник, и унитаз?
П.: Однозначно.
М.: А что важнее всего для правильного понимания того, что трагично, а что комично, что красиво, в что некрасиво?
П.: Верить внутреннему голосу и "чутью". Не подстраиваться под чужие представления, а верить собственному впечатлению, тем более что первое впечатление не всегда бывает ошибочным. Но и не уподобляться одному австрийскому художнику, который, став вождём, объявил всё непонятое им лично искусство "дегенеративным".
М.: Хорошо, пап, давай теперь по порядку: что именно изучает эстетика, что это - эстетические категории?
П.: Во-первых, собственно "Эстетическое". Это всё то, от наблюдения, созерцания, чтения, просмотра чего человеку становится приятно, от чего он получает удовольствие, удовлетворение, а в конечном счёте, может быть, катарсис, то есть сильные эмоции, похожие на чувство освобождения, очищения.
Во-вторых, то, что называют вкусом. Вкус или есть, или его нет. Промежуточных вариантов не предусмотрено. Невозможно иметь вкус к хорошей музыке, а в литературе предпочитать "жвачку для глаз", или, например, любить хорошие стихи и при этом манерно хвалить инсталляции с, извиняюсь, фекалиями. Вкус - это навык, и я так думаю, что скорее приобретённый, чем врождённый, который помогает отличать бесценное от никакого, достойное от сиюминутного.
В-третьих, это прекрасное и возвышенное. То есть гармоничное, совершенное, радующее наши чувства. Это может быть что угодно и кто угодно: картина природы, предмет, аксессуары, человек.
Возвышенное вызывает трепет, волнение, благоговение...
В-четвёртых, безобразное, то есть противоположность прекрасного, и вызывает оно противоположного характера чувства, то есть ужас, отвращение, отторжение, глубокое разочарование, антипатию.
Другое дело, что те или иные вещи, явления искусства когда-то с основаниями на то или без таковых считались безобразными и отталкивающими, а впоследствии были подвергнуты серьёзной и основательной переоценке. Что-то стало как минимум приемлемым, вариантом нормы, что-то было оценено ещё выше. Примеров тому много. Многие острые фразы в иных произведениях Ницше категорически относили к проявлениям начинавшейся у него болезни, а теперь их цитируют все, кому только не лень ("Тому, кто сражается с чудовищами..."). Музыку представителей "нововенской" школы Шёнберга, Веберна, Берга (вообще-то и в самом деле атональную) называли какофонией, а со временем в ней многие начали слышать совсем другое. Дадаизм в изобразительном искусстве считали крайне примитивным направлением... Примеры можно приводить если не бесконечно, то прямо-таки до неприличия долго.
В-пятых, игра. В первую очередь - игра воображения. способность фантазировать, возможность абстрагироваться от суровой реальности. А люди творческие, люди, остро чувствующие как красоту, так и безобразие, как правило, имеют богатую (и, к сожалению, не всегда здоровую...) фантазию, способность к яркой игре воображения.
В-шестых, трагическое и комическое (хотя бывает и смешанный жанр...). Ну, тут, я думаю,всё и так понятно...
М.: Да, конечно.
П.: В-седьмых, ирония.
М.: А какие-то направления в самой эстетике есть? Какие-то отрасли?
П.: Есть. Эстетика повседневности, исследующая эстетическую ценность предметов и явлений повседневной жизни, будь то посуда, газета, игрушка, утюг, льющаяся из крана вода, электрический провод. Афиша, вывеска, голоса и картинки из "зомбоящика". Наконец, инсталляции из этих самых повседневных предметов.
Эстетика природы.
Эстетика еды. Ведь ты же, я думаю, согласишься с тем, что помимо вкуса пищи огромное значение имеет её подача, сервировка?
М.: Да, как говорит бабушка, "или красивый нарядный стол с блюдечками, красивыми салатиками и бутербродиками, или как у алкашей - селёдка на газете и один грязный стакан на всех".
П.: Да, человек должен от пищи получать не только органолептическое, но и эстетическое удовольствие! Как не вспомнить застолья Людовика Четырнадцатого! Или японский эстетичный минимализм...
М.: Да здравствует всё эстетичное, вкусное, прекрасное и практичное!
П.: Присоединяюсь.
К.(Котик): Мррррр...
P.S. Дорогие наши читатели! Ждём ваших предложений, о какой отрасли философии нам побеседовать: о онтологии, аксиологии, гносеологии, герменевтике?