Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Что происходит на этой картине и какой непростой выбор предстоит сделать изображённому на ней мальчику

На картине «А когда ты в последний раз видел своего отца?» написанной британским художником Уильямом Йимзом в 1878 году, изображена сцена, которая вполне могла бы происходить в реальности во времена Английской революции 17 века. На ней мы видим относительно небольшое помещение с каменными стенами и старинной добротной мебелью, похожее на кабинет или же небольшую гостиную.

Мужчины в тёмных одеждах, сидящие за столом, накрытом красной скатертью, о чём-то расспрашивают стоящего на табуретке мальчика в нарядном атласном костюмчике небесно-голубого цвета.

Люди в тёмной одежде, удобно расположившиеся за столом и развалившийся на стуле офицер с оранжевым поясом поверх военной кирасы — это так называемые «Круглоголовые», сторонники Парламента. Современники так их прозвали за привычку коротко стричься, в то время как роялисты, поддерживающие короля, традиционно носили длинные волосы.

Что же происходит в комнате, изображённой на картине? Отряд сторонников Парламента занял поместье роялиста и допрашивает его семью. Захватчиков интересует, где сейчас хозяин дома, правда ли, что близкие уже долгое время его не видели.

Эти вопросы они задают стоящему перед ним главному герою картины — маленькому сыну не то погибшего, не то сбежавшего роялиста, на возможную гибель которого намекают тёмные цвета платьев жены и старшей дочери, которых можно видеть в глубине зала.

-2

Йимз написал эту картину не только потому, что интересовался историей Английской революции и эта тема была ему близка, но ещё и по той причине, что хотел показать противоречивые чувства, одолевающие детей в кризисных ситуациях.

К примеру, в сценке, изображённой на картине, мальчик отлично понимает, что вне зависимости от того, скажет он правду или солжёт, всё равно поступит плохо, не по-благородному. Если признается, что видел отца недавно, то подвергнет опасности не только его, но и себя, сестёр с матерью, и даже слуг. Если же скажет неправду, то пойдёт против идеала честности, который с пелёнок внушали ему родители и воспитатели.

-3

Кстати, костюм юного аристократа кажется почти полностью списанным художником с картины «Мальчик в голубом» другого английского живописца — Томаса Гейнсборо.

Йимз рисовал главного героя картины со своего племянника — Джеймса Лэмбома Йимза. Для стоящей позади девочки в светло-розовом платьице, очевидно, ждущей своей очереди на допрос, моделью послужила дочь брата художника, Мэри Йимз.

Сценка, изображённая на картине, кажется вполне нейтральной и даже почти безобидной. Благородство и душевная чистота мальчика подчёркиваются его открытым лицом, искренним взглядом, светлыми волосами и голубым костюмчиком того оттенка, который Байрон в своей поэме «Звезда Отважных» назвал «цветом синих ангельских очей».

Дознаватели на картине не выглядят пугающими. Они с сочувствием смотрят на допрашиваемых, никто из них не делает угрожающих жестов, а офицер, стоящий рядом с младшей дочерью роялиста, даже успокаивающе похлопывает испуганную малышку по плечу, как бы утешая её.

-4

В настоящее время картина находится в Ливерпуле, в Walker Art Gallery. Она была куплена в 1878 году — всего лишь через год после открытия галереи и стала одной из его «жемчужин». Позднее в Лондоне в музее мадам Тюссо, была представлена восковая копия картины, благодаря чему её персонажи обрели «реальный» рост и объём и стали почти как «настоящие». Восковые фигуры, изображавшие героев картины выставлялись там с 1933 по 1989 годы.

#история англии #17 век #дети #выбор