Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Илья Репин в 1889 году начал писать портрет 18-летней дочери генерала Драгомирова Софьи. Сеансы проходили в мастерской художника в Петербурге. Увидев девушку, художник вдохновился ее южно-русской красотой. Софья была темноволоса, черноглаза, брови вразлет, во всем ее облике была спокойная статная краса. Репин решил писать ее в украинском костюме.
Девушка облачилась в народный костюм, на шею повесили украшения, на голову водрузили венок. Позировала она сидя. Во время одного из сеансов в мастерскую зашел молодой человек, которого Репин представил как художника Валентина Серова. Серов к тому времени был уже достаточно известен, ведь были созданы "Девушка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", вызвавшие восхищение всех, кто видел эти полотна.
Софья в украинском народном костюме выглядела очень эффектно. Серов побродил вокруг нее и не смог бороться с возникшим неодолимым желанием тоже написать ее портрет именно в таком виде. Он пошептался с Репиным, и тот спросил, согласна ли девушка, если Серов тоже будет ее писать? Она согласилась.
Начались совместные сеансы, оба художника чувствовали задор. Юная красавица вдохновляла их на своеобразное соперничество. Однако, Серов должен был уехать в Москву, поэтому он не окончил портрета. Репин был его учителем, поэтому немного прошелся кистью мэтра по его картине, немного дописал костюм, тронул аксессуары, но лицо оставил как есть. То есть, в картине Серова есть несколько репинских мазков.
Драгомиловы были счастливы иметь оба портрета и повесили их рядом. Конечно, такое наглядное сравнение было интересно зрителям. Первое, что бросается в глаза - это то, что портрет кисти Репина завершен. Он великолепен. Серовский же выглядит более свободным, мазки широкие, выписано только лицо. Но именно это, на мой взгляд, делает портрет кисти Серова более привлекательным.
Репинский вариант выглядит более академично, если можно так выразиться. Серовский - более живой. Зрители тоже чувствовали это и, если поначалу они шли смотреть Репина, то потом - Серова.
Репин дружил с семьей Драгомировых не один год. Кстати, для образа атамана Ивана Серко в знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ему позировал лично генерал Михаил Иванович Драгомиров. Это был человек с хорошим чувством юмора, а его любимым увлечением была кулинария. Генерал любил готовить (впрочем, его жена тоже, она даже написала кулинарную книгу). Софья была их пятым ребенком. Любимица семьи, она довольно долго не решалась выйти замуж, хотя была окружена поклонниками.
В конце концов, она выбрала себе мужа - это был Александр Сергеевич Лукомский, старший адъютант штаба Киевского военного округа. У него сложилась прекрасная карьера, он дошел до генеральского звания, но времена наступили такие, что дальнейшие планы на жизнь разметало в прах. В 1917 году Лукомский участвовал в создании Временного правительства, потом сидел в тюрьме, после чего поехал в армию Деникина. Софья сопровождала его, а двое детей были оставлены на попечение родственников. Потом на шхуне "Надежда" Лукомские покинули Россию. В эмиграции они не бедствовали, поскольку деловые качества семьи позволяли им иметь доход. Они организовали пансион, а Софья еще создала мастерскую по вязанию модных вещей.
Уже замужнюю, Серов еще раз написал ее. На этом портрете Софья в черном платье выглядит очень серьезной и печальной.
Кстати, в эмиграции ее портрет сделала еще и Зинаида Серебрякова.
Почитайте еще на моем канале:
Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?
Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
В блоге мужа: