«У меня не было педагогов, которые бы меня приучили работать, научили любить работу. Это гениально умела делать Ваганова. Её ученицы любили работать, их из зала не выгонишь!» — говорила Майя Плисецкая в одном из интервью, подчеркивая, что всегда любила танцевать, а не работать.
Так сложилось, что редкие встречи с Вагановой в балетном классе оставили у Плисецкой неизгладимые впечатления и понимание того, как много она потеряла, не поучившись у Агриппины Яковлевны. Плисецкая говорила, что со школьных лет на ее пути встречались педагоги, которые «ничему не учили», не делали замечаний или делали их не по существу. Балерина признавалась, что школы у нее не было, приходилось до всего доходить самой. Надо сказать, у Майи Михайловны это отлично получилось, поскольку она опередила свое время, поработала с выдающимися балетмейстерами и создала уникальный «плисецкий» стиль, который распространился по балетному миру.
А школа была у петербуржцев — учениц Агриппины Вагановой. Именно в её классе были высокие требования, позволяющие потом выходить в профессию грамотными, даже если не было феноменальных физических данных.
Первая встреча
После войны Майя Плисецкая набирала репертуар в театре, и очередной новой партией стала мазурка в «Шопениане», которую молодая артистка с блеском исполняла, приводя в восторг публику своим легким прыжком. Один из этих спектаклей посетила Ваганова, Плисецкая ей понравилась. На следующий день была назначена их репетиция.
Ваганова славилась своим умением просто объяснять логичность комбинаций, и именно тогда Плисецкая поняла, что у нее огромные пробелы в образовании. Но Майя Михайловна была очень способной и быстро «схватила» и применила новые знания, после чего исполнение сразу преобразилось.
Позже молодой Плисецкой поручили партию в двойке виллис в балете «Жизель». Эту небольшую роль юная артистка готовила с Вагановой, и работа снова была отмечена зрителем и руководством. К сожалению, все это были краткие рабочие встречи, едва приоткрывшие Плисецкой тайны классического танца.
В классе Вагановой
Майя Плисецкая в Большом театре долгие годы посещала класс Асафа Мессерера. Как признавалась потом балерина, за всю жизнь он не сделал ей во время урока ни одного замечания, а замечания в балете, как известно — чуть ли не самое главное для развития артиста, это сила, которая вынуждает его двигаться вперед. Жизнь в балете — это жизнь в постоянном исправлении ошибок, и весьма печально, если некому указать на такие ошибки.
Был период, когда Ваганова вела класс усовершенствования солистов в Большом театре, и Плисецкая посещала его. По воспоминаниям многих учениц Вагановой из Ленинграда, комбинации она задавала быстро, и все упражнения были направлены на вдумчивое исполнение, развитие памяти и координации. Майя Плисецкая признавалась в своей книге, что всегда была по жизни очень рассеянной, в частности, она не могла с первого раза запомнить порядок движений, который задавала Агриппина Яковлевна. Сложно представить, как строгая и требовательная Ваганова терпела это, но именно по отношению к Плисецкой проявляла снисхождение. Да, Ваганова прозвала ее «рыжей вороной», но все видели, что она многое прощала Плисецкой, вероятно, потому что видела ее талант и индивидуальность.
Последняя встреча
Однажды Майя Плисецкая выступала в Кировском театре с балетом «Лебединое озеро». Агриппина Ваганова смотрела спектакль из зала и после третьего действия появилась за кулисами: «Приезжай, мы сделаем „Лебединое“ так, что чертям тошно станет». Марина Семёнова также убеждала Плисецкую скорее ехать в Ленинград. Но встрече не суждено было состояться.
Явных причин невозможности поработать с Вагановой Майя Плисецкая не называла, говоря лишь, что не сложилось. Но даже те недолгие четыре месяца, когда Плисецкая занималась в классе Вагановой, стали настоящим открытием для балерины. До встречи с Вагановой Плисецкая любила только танцевать, но уроки великого педагога показали ей, что труд может быть увлекательным, интересным и творческим. И только кропотливая работа в зале может гарантировать легкость и непринужденность на сцене: именно труд делает усилия незаметными.
«Я очень жалею, что не занималась у Вагановой. Это просто кровоточащая рана на всю жизнь. Она не восторгалась мной, не восхищалась, она видела материал, из которого она может сделать. Этого я себе не могу простить», — говорила Плисецкая.
_____________________________
Специально для читателей канала есть приятный бонус:
В магазине Book24 большой выбор книг, интересные подборки на любую тематику, в том числе о балете и танце. Ознакомьтесь с каталогом и выберите свою книгу, перейдя по ссылке. Приятного чтения!