Международный авиакосмический салон МАКС-2021, проходящий в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля, стартовал с долгожданной премьеры самолёта ОКБ «Сухой» Checkmate – однодвигательного истребителя с полностью оцифрованными бортовыми системами. Представленный на закрытом показе лёгкий истребитель является конкурентом американскому F-35, но при этом более привлекателен для зарубежных покупателей ввиду более низкой стоимости – всего 25-30 млн. долларов, т.е. втрое дешевле, чем заокеанская «Молния».
Несмотря на антиковидные ограничения, следствием которых стала относительно скромная численность гостей, после прохождения пресловутой проверки QR-кода можно было забыть про существование коронавируса – глядя на крылатые и винтокрылые экспонаты и развевающиеся на ветру флаги, невольно забываешь о том, что за пределами площадки всё ещё царит пандемия. В мероприятии участвуют более 250 компаний из 54 стран, но особое внимание было уделено Казахстану – сейчас на его территории собирают российские вертолёты семейства Ми, а также идёт работа над проектом «Байтерек» - программы запуска космических аппаратов с космодрома Байконур с помощью экологически чистой ракеты-носителя.
Помимо машин, ставших легендами советского и российского авиапрома, были представлены и новинки, включая беспилотные аппараты различных конфигураций: вертолёт-почтальон БАС-200 от холдинга «Вертолёты России», способный перевозить груз до 50 кг, имеет все шансы не только стать воздушным курьером «Почты России», но и оказывать незаменимую помощь МЧС, доставляя предметы первой необходимости, включая лекарства, в зоны бедствий.
Касательно тенденций в авиастроении – они были обозначены в речи Владимира Путина на церемонии открытия выставки – беспилотные и роботизированные комплексы, а также бережное отношение к окружающей среде. Яркими примерами «зелёных» технологий стали летающая лаборатория Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой и лёгкий магистральный самолёт ЛМС-901 «Байкал». Один из долгожданных проектов беспилотников – дозаправщик «Перспективный комплекс палубной авиации», разработанный конструкторским бюро «МиГ». Аппарат сможет летать в связке с перспективным однодвигательным истребителем и выполнять как роль дозаправщика, так и ударного БПЛА.
Звездой беспилотной программы стал ижевский ZALA 421-16E5G – первый в мире лёгкий БПЛА с гибридной силовой установкой, способный работать автономно около полусуток. Его двигатель оснащён буферной аккумуляторной батареей, обеспечивающей работу дрона в «электрическом» режиме в течении часа. Полная перезарядка аккумуляторов длится два часа. Аппарат преодолевает расстояния свыше 1200 км, а в районах со сложной радиотехнической обстановкой он способен работать в режиме полного радиомолчания на удалении до 500 километров от точки старта. В случае потери спутникового сигнала аппарат не потеряется – его полёт можно будет контролировать с помощью видеонавигации.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"