Найти тему
Я фотограф

Лучшие фотографии агентства Магнум. Часть 2: Анри Картье-Брессон. Беседа с легендой фото / Я фотограф

Про Анри Картье-Брессона я уже написал две статьи на канале. Первая из них посвящена биографии легендарного фотографа, а во второй подробно и с примерами разобрал основные принципы съемки фотографии по-брессоновски. Статьи получились замечательные и увлекательные. Думаю, многим фотографам, как начинающим, так и опытным они будут полезны. Рекомендую с ними ознакомиться.

Сегодня мне хотелось бы сосредоточиться в первую очередь на лучших снимках Анри Картье-Брессона в рамках проекта «Лучшие фотографии агентства Магнум». А чтобы было еще интереснее, я решил сесть в фото-машину времени, отправиться в гости к самому Анри и взять у него интервью. Благо, у меня, а стало быть и у вас, есть такая возможность пообщаться с великим мастером. Ну что? Погнали?!

Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

- Здравствуйте, мистер Брессон!

- Оу! Привет, Артур! Рад встречи.

- Спасибо, взаимно. Я прибыл к вам из 2021 года.

- Да ладно! Невероятно! И как там?

- Все отлично. Человечество еще живо, конца света не случилось.

- Это здорово. А как поживает фотография?

- Просто великолепно. У каждого человека теперь есть камера.

- Что??? У каждого? Брось шутить!

- Я серьезно, мистер Брессон.

- Для тебя просто Анри.

- Хорошо, Анри.

- Ты действительно говоришь правду, что у вас там, в 2021-ом, все ходят с камерами?

- Да. Абсолютно так. У всех в кармане есть камеры в телефонах…

- Эээ…чего-чего? Камера в телефоне? Совсем что ли спятили? Это что? «Лейку» прикрутили к громоздкому аппарату с диском и трубкой? А зачем? Неудобно же, да и провод с собой таскать?

- Не совсем. В наше время телефон это кирпичек с размером в маленький блокнот, и туда встроена камера.

- Чудесааа…

- Для XX века, да. А нас этим уже не удивить.

- Хотел бы я такой телефон-фотоаппарат иметь.

«Митинг в Париже», Анри Картье-Брессон, Париж, 1954 год
«Митинг в Париже», Анри Картье-Брессон, Париж, 1954 год

- Анри, а у вас какая была первая камера? Помните ее и когда взяли впервые в руку камеру вообще?

- О! Конечно, помню. В 1931 году я, будучи выпускником Кембриджского университета, отправился в путешествие по Африке. Ну, ездил, смотрел на местных жителей, животных. И в один день, это было в Кот-Д’Ивуаре, мне в руки попалась фотография. Там было изображено, как трое мальчиков бежали в озеро. Как я потом выяснил это было местное озеро Танганьика. Ах да! Что я говорю-то, могу показать тебе эту фотку. Сейчас, только найду…А! Вот оно.

«Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика», 1930 год
«Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика», 1930 год

Это снимок Мартина Мункачи.

- Вау! Ништяк.

- Что? Прости?

- Я говорю, красиво!

- А, да-да. Ты бы знал, видел, как эта фотография меня поразила! Видишь, да? Какая динамика в кадре, эстетика персонажей!

- Еще бы!

- Тот день я помню как сегодня. Это был переломный момент в моей жизни. С того самого вечера я больше ни о чем не мог думать, кроме фотографии! Мне захотелось снимать также!

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- И что вы сделали дальше?

- Я неожиданно понял, что с помощью фотографии, можно запечатлеть бесконечность бытия в одном моменте времени. Фотография Мункачи ясно показывала мне это. В нем есть все: и напряжение, и непосредственность, и радость жизни, и сверхъестественность. Да я даже сейчас не могу смотреть на неё спокойно!

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- Я вас понимаю Анри, но что после этой фотографии вы сделали?

- А все просто. Я попросил у родителей купить мне камеру. Настоящую такую, дорогую. Деньги были, и я быстро ее получил. Только дорогая камера, не дала мне ровном счетом ничего! Вообще она была большая, громоздкая и снимать что-то движущееся было невозможно. В итоге снимки получались ужасными, а потом климат Африки ее добил. Из-за повышенной влажности камера испортилась.

- Жестко.

- Да.

- А у нас вообще таких проблем нет.

- Правда?

- Да. Многие наши камеры влагозащищенные и влажность не так критична.

- Ого! Это здорово.

Минута отдыха у повара во время его работы в Texaсе, Анри Картье-Брессон, 1947 год
Минута отдыха у повара во время его работы в Texaсе, Анри Картье-Брессон, 1947 год

- Но вы же после той африканской поездки не бросили фотографию?!

- Нет, но желание снимать поубавилось. Еще я подхватил малярию там, это меня сильно подкосило и пришлось лечиться несколько месяцев дома.

- Сочувствую вам.

- Это уже прошлое. Я даже рад этому. Когда я уже почти оправился от болезни, то от скуки купил новую камеру – «Лейку». Артур! Видел бы ты мою радость! Эта камера была самим совершенством! Я с ней просто не расставался. Буквально целыми днями я бродил по улицам города, держал камеру в руках, как охотник ружье, готовый в любой момент вскинуть и щелкнуть затвором. Так хотелось поймать жизнь в ловушку! Это чувство усилилось потом после войны. Постоянно себя чувствовал как беглый заключенный.

Китай, Анри Картье-Брессон, 1958 год
Китай, Анри Картье-Брессон, 1958 год

- Ох! Как я вас понимаю. Сам также снимаю. Идут по улицам со своим Canon m50 и рыскаю в поисках сюжета.

- Canon?

- Да, Кэнон. Японские фотоаппараты. Ах, не волнуйтесь. Лейки тоже выпускают. Просто у нас там, в XXI веке, несколько больших производителей: Canon, Nikon, Sony, Fujifilm, Panasonic…

- Господи. Там просто не знаешь, поди, что взять себе в руки?

Аквила, регион Абруццо, Анри Картье-Брессон, Италия, 1951 год
Аквила, регион Абруццо, Анри Картье-Брессон, Италия, 1951 год

- Бывает и такое. Анри, я хотел бы поговорить о фотографии. Вы признанный мастер в этом деле…

- Да, брось, Артур. Скажешь тоже.

- Я серьезно. Все мировое сообщество фотографов считают вас легендой репортажной и уличной фотографии. Я сам один из них.

- Правда?

- Конечно.

- Не знаю, что и сказать. Это радует.

«Улица Rue Mouffetard», Анри Картье-Брессон, Париж, 1952 год
«Улица Rue Mouffetard», Анри Картье-Брессон, Париж, 1952 год

- Анри, что главное в успешной фотографии: снимать на хорошую и дорогую технику или она не важна, и можно снимать на что угодно?

- Артур, запомни, мой дорогой друг. Все это иллюзия, что снимки делает фотоаппарат. Никакая техника не делает фотографии. Любой кадр, снимок сначала создается при помощи глаз, рук и сердца! Только потом тебе остается это запечатлеть на камеру. А какая она у тебя это дело десятое.

- Да что вы говорите?!

Руан, Франция, Анри Картье-Брессон
Руан, Франция, Анри Картье-Брессон

- Да. Именно. Твои глаза должны видеть композицию кадра, ту самую, которую предлагает вам сама жизнь. Взять те же линии предметов, которые всегда присутствуют на улице. Они уже являются сущностью фотографии. Их нужно использовать максимально. Даже самая маленькая вещь может стать главным объектом на снимке. Повторю: главной заботой фотографа должно быть содержание снимка.

«Йер — Франция», Анри Картье-Брессон, Париж, 1932 год
«Йер — Франция», Анри Картье-Брессон, Париж, 1932 год

- Хорошо. Стало понятнее. А как вы относитесь к постановочным съемкам? К примеру, идете по улице и видите, что может получиться хороший сюжет, но не хватает какого-то элемента. Но! Вы можете добавить его, попросив прохожего пройти особым образом или просто встать там, где нужно.

- Ооо! Нет! Нет! Нет! И нет! Только не это. Не переношу такое. Не люблю устраивать постановочные сюжеты или режиссировать. Это же ужасно! Зачем подделывать реальность? Все должно быть по-настоящему. Люблю исключительно правду и всегда старался показывать ее.

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- Но как же качество фотографии, разве нельзя ей чуточку помочь?

- Фотография уже хороша или плоха в тот момент, когда она попала в камеру. Я не хочу и не буду ничего доказывать или подчеркивать. Люди, вещи в кадре сами говорят за себя. Зачем заниматься всей этой «кухйней»? Работа в лаборатории у меня вообще вызывает тошноту. Ненавижу манипуляции, как во время съемки, так и после в этой коморке. Более того, хороший, наметанный глаз сразу заметит поддельность.

- С этим с вами в 2021-ом поспорили бы. Видели ли бы вы, как у нас фотошопят?

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- Фото…што?

- Фотошопят, то есть манипулируют с фотографиями на компьютерах.

- Понятно. Может оно и так у вас. Но, помни одну вещь, Артур: никакая манипуляция не даст живости снимку и творчеству, а достигается это остановкой движения за одну двадцать пятую долю секунды. Щелкает затвор, мелькает свет в камере, движение заморожено. Это единственный момент творчества в фотографии. Как таковая фотография меня мало интересует, я хочу лишь запечатлеть долю секунды реальности, именно в ней происходит самое важное.

Без названия, Анри Картье-Брессон, 1969 год
Без названия, Анри Картье-Брессон, 1969 год

- Очень ёмко сказано, Мастер Брессон! Это надо перечитывать несколько раз и осмыслить. Но у меня мало времени. Временной портал вот-вот скоро закроется. Хотелось бы у вас лично узнать про «Решающий момент». Это ведь вы ввели в фотографию данное определение. Как вы к этому пришли?

- Ммм…это я осознал случайно на одной из съемок. Стоял я однажды на улице в ожидании какого-нибудь любопытного сюжета. Стоял час, второй, третий. Я уже был не удовлетворён и собой и днем. Застыл на месте, ждешь момента, и тут раз! Внезапно! Наступает развязка. Проходит мимо объектива, совершенно случайно, человек, который как раз таки и нужен был тебе. Всё, что тебе остается в этот миг не упустить кадр. Смело жми на кнопку спуска! Тогда-то я и понял, что это «решающий момент». Замешкайся я позже хотя бы на долю секунды или поторопился бы на полсекунды, снимок был бы не таким захватывающим.

Площадь Европы, Сен-Лазар, Анри Картье-Брессона, Париж, 1932 год
Площадь Европы, Сен-Лазар, Анри Картье-Брессона, Париж, 1932 год

Помни и передай своим коллегам, что та реальность, которую мы видим ежедневно, она бесконечна. И только самые избранные, значимые решающие моменты, которые нас чем-то поразили или зацепили, остаются в нашей памяти навсегда. Из всех средств изображения передачи таких моментов только фотография может зафиксировать их точно. Мы, фотографы, играем с вещами, которые исчезают, как снежинка, попавшая на ладонь, а когда они исчезли, то вернуть их вновь невозможно заставить.

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- Анри, что для вас быть фотографом?

- Артур, у меня ведь нет воображения. Совсем. Я поэтому и не стал художником, хотя с детства учился этому. Дядя мой сильно повлиял в этом плане и я ему всю жизнь благодарен за воспитание художественного вкуса. Потом бросил режиссуру. А вот фотографировать всегда просто. Никакого особого таланта не нужно. Просто навел камеру и нажал одним пальцем кнопку. Правда, ведь?

- Ну, отчасти да.

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

- Ну, так вот. Однако фотографирование – это нечто другое. Фотографирование сродни с предчувствием жизни, когда фотограф воспринимает пластичную информацию, она постоянно меняется, и нужно в доли секунды захватить ее выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении.

«Изображение Ленина на фасаде Зимнего Дворца по случаю 9 мая», Анри Картье-Брессон, Ленинград, 1973 год
«Изображение Ленина на фасаде Зимнего Дворца по случаю 9 мая», Анри Картье-Брессон, Ленинград, 1973 год

- Ух! Это надо записать. И последнее, Анри. Мне пора возвращаться уже. В нашем веке главным способом улучшения своего фотографического вкуса считается насмотренность. А что вы бы посоветовали фотографам делать для этого?

- Путешествуйте! Я твердо убежден, что открывая окружающий мир, мы открываем себя.

Без названия, Анри Картье-Брессон, Ленинград, 1973 год
Без названия, Анри Картье-Брессон, Ленинград, 1973 год

- Спасибо, дядя Анри. Это было очень познавательно и интересно. Я искренне был рад с вами пообщаться.

- Взаимно, коллега! Я рад, что мы с тобой мило пообщались, Артур.

- Мне пора, так бы я еще у вас погостил.

- Прилетай чаще.

- Непременно.

Севилья, Испания, Анри Картье-Брессон, 1944 год
Севилья, Испания, Анри Картье-Брессон, 1944 год

- Ааа! Да! Артур! А как там поживает мое агентство?

- Магнум?

- Да, оно.

- О! Оно великолепно. Оно процветает день ото дня.

- Вот здорово! О нем-то мы и не поговорили. Жаль.

- В следующий раз. Мы обязательно о нем и поговорим и обсудим.

- Буду ждать.

- И я. Прощааайтеее, Анри!

- Удааачиии, Артур!

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона

Другие лучшие фотографии агентства «Магнум» и их истории вы можете найти по хештегу #магнум от я фотограф

Также, видели в тексте статьи слова выделенные синим шрифтом? Это ссылки на другие статьи на канале, которые связаны с этой. Рекомендую по ним тыкнуть пальцем или мышкой и перейти к ним. Там очень много полезного и интересного.😉

Без названия, Анри Картье-Брессона, Москва, 1954 год
Без названия, Анри Картье-Брессона, Москва, 1954 год
Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Делитесь статьями в интернете.
Удачного дня!