Рухмабай родилась в 1864 году в Бомбее. Ее матерью были пятнадцатилетняя Джаянтибай, а отцом — Джанардан Пандуранг, принадлежавшие к касте сутаров (плотников).
Когда Рухмабай было 2 года, ее отец умер, но, благодаря принадлежности ее матери к касте плотников, у нее была возможность унаследовать все имущество ее супруга и выйти еще раз замуж.
Ее вторым мужем стал доктор Сахарам Арджун, профессор ботаники, сторонник реформистских идей. Ему по закону перешло все состояние Джаянтибай (25 тыс. индийских рупий) и право решать судьбу ее дочери.
Действующие лица в этой статье (чтобы не было путаницы с именами):
Рухмабай - главная героиня, будущая первая женщина-врач в Индии;
Джаянтибай - мать Рухмабай;
Джанардан Пандуранг - отец Рухмабай;
Сахарам Арджун - отчим Рухмабай;
Дададжи Бхикаджи - муж Рухмабай.
Ранний брак
Сахарам Арджун решил выдать 11-летнюю Рухмабай за своего девятнадцатилетнего двоюродного брата Дададжи Бхикаджи. Однако после свадьбы Рухмабай сразу не переехала в дом своего супруга, Сахарам Арджун понимал вред ранних браков для женщин.
Вскоре у Дададжи умерла мать, а он переехал в дом своего дяди, где вёл развратный образ жизни и тратил свои последние деньги.
Через полгода после заключения брака, у Рухмабай наступило менархе, и по тогдашним индийским законам она должна была переехать к мужу, но Рухмабай осталась жить со своей матерью и отчимом, который понимал, что совершил ошибку, выдав свою падчерицу за этого родственника, который сейчас все о чем мечтал, так это заполучить приданое своей юной супруги. Рухмабай же была занята своим образованием, ее отчим всячески этому способствовал.
Судебное разбирательство
А когда Рухмабай уже исполнилось 20 лет, в 1884 году, ее супруг, с которым она так и не жила все эти годы, подал в суд, потребовал у Сахарам Арджуна не препятствовать их браку. У Дададжи на тот момент накопилось уже очень много долгов, и он планировал погасить их приданым супруги.
Рухмабай с отчимом подготовили ответ для суда, в котором Рухмабай сказала, что брак был заключен до наступления у нее сознательного возраста, и она на него согласия не давала. В газете The Times of India была опубликована статья от имени Рухмабай о том, что дурной обычай детских браков разрушил ее жизнь. Он не дает заниматься учебой и духовным образованием.
В сентябре 1885 года дело рассматривалось в суде Бомбея. Тот вынес решение в пользу Рухмабай на том основании, что ее нельзя заставить выйти замуж против ее воли.
Однако в марте 1887 года пересмотр был вынесен в пользу мужа, и Рухмабай был предоставлен выбор: жить с мужем или отправиться в тюрьму на 6 месяцев. Рухмабай заявила, что она лучше сядет в тюрьму, чем будет жить с Бхикаджи.
Письмо королеве Виктории
А потом написала письмо королеве Виктории, в котором назвала ее «матерью», а себя — «бедной, многострадальной индуисткой» и попросила изменить индуисткий кодекс законов. Это дело стало известно широкой публике и даже обсуждалось в английской палате лордов.
Под руководством борца за права женщин Миллисент Гарретт Фосетт был основан комитет Рухмабай для сбора пожертвований, хотя Рухмабай оплатила судебные издержки из своего кармана. Чуть позже королева Виктория подписала специальный указ о расторжении брака Рухмабай и освобождения ее от тюрьмы.
В конце концов Бхикаджи принял финансовую компенсацию со стороны «жены» (2 тыс. рупий) и вскоре после этого женился на другой женщине, а статус Рухмабай - свободна или замужем - оставался неясным до конца ее жизни, поэтому она так и не вышла замуж повторно.
Дело привлекло столько внимания, что в 1891 году был принят Закон о возрасте согласия, увеличивший возраст согласия для девочек с десяти до двенадцати лет.
Образование
После суда Рухмабай получила помощь от Эдит Печи Фипсон, одной из первых британских женщин-врачей. Она руководила больницей для женщин и детей и помогла Рухмабай улучшить свои знания английского языка.
На вырученные для нее деньги Рухмабай в 1889 году поехала в Англию, где изучала медицину в Лондонской медицинской школе для женщин под руководством Элизабет Гарретт Андерсон. Дальнейшими этапами ее обучения были Глазго и Брюссель, пока она, наконец, не получила докторскую степень в 1894 году.
Медицинская практика и борьба за права женщин
В 1895 году Рухмабай вернулась в Индию, где Эдит Печи Фипсон назначила ее главным врачом женской больницы Сурат. И это при том, что у Рухмабай была возможность остаться практиковать в Англии, где к женщинам куда более гуманное отношение. Но она решила вернуться на Родину и заняться спасением своих соотечественниц. Всего ее карьера продлилась 35 лет.
Однако соотечественники и даже соотечественницы по-прежнему смотрели на нее с подозрением, а однажды даже заклеймили, как ведьму, когда она вернулась в Индию с учебы. В несчастную стали кидать камни и кричать, что она недостойна оставаться здесь и не способна лечить людей.
Время от времени она была вынуждена идти на компромисс с местными обычаями. Например, она надела сари вдовы, когда Дададжи Бхикаджи умер в 1904 году, хотя никогда не жила с ним.
Рухмабай хотела, чтобы ее муж был достаточно образован, имел собственный дом и не мешал ей изучать медицину. Но ее мечте было не суждено сбыться. Она не только не могла выйти замуж потому, что ее семейный статус остался непонятным (замужем или разведена), но и просто потому, что с годами у нее выработалась радикальная позиция в отношении брака, практически фобия в отношении мужчин. Она от них отреклась. А когда мать попросила ее снова выйти замуж, она предпочла оставаться преданной своей миссии.
В 1918 году она отклонила предложение о работе в женской медицинской службе и вместо этого предпочла работать в женской государственной больнице Зенана в Раджкоте, где заняла должность главного врача.
В работе было немало сложностей психологического характера. У нее поначалу было совсем мало пациенток. Просто потому, что все привыкли лечиться дома. Рухмабай была первым женщиной-врачом в Индии, а лечиться женщинам у мужчин было не принято из-за религиозных соображений.
Рухмабай проработала в этой больнице до выхода на пенсию в 1929 году и также продолжала отстаивать права женщин. В 1929 году она опубликовала брошюру, в которой критиковала обращение с молодыми вдовами в индийском обществе. Кроме того, она до конца своей жизни призывала к отмене детских браков. Умерла Рухмабай от рака легких в возрасте 91 года в 1955 году.
Память
В 2008 году подробности судебного дела между Рухмабай и ее мужем были опубликованы в виде книги автора Судхир Чандра «Порабощенные дочери: колониализм, закон и права женщин»
А в 2016 году история Рухмабай была экранизирована. Вышел фильм под названием «Доктор Рухмабай» с Танништой Чаттерджи в главной роли.
Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.