В этом году картине Александра Прошкина исполняется 40 лет . Фильм из разряда таких , которые время от времени хочется пересмотривать . Иногда в обсуждениях наталкиваюсь на недоумение по поводу поступков героев. Видимо , сегодняшнему поколению не понять , что разрушить куда проще ,чем починить . Меж тем их родители предпочитали именно " чинить ",если , конечно , было что .
Да и название фильма связано совсем не с переходным возрастом подростков , а с "переходным возрастом " отношений их родителей . Дети -то , как правило , преодолевают эту веху довольно благополучно .А вот родители , бывает , спотыкаются после 15, 20 , 25 лет совместной жизни . В общем , у кого как. Наверно , если бы все следовали "рецепту " старших Родимцевых , не было бы у нас 70 % разводов .
Но речь , собственно , не о перепитиях их жизни ( хотя , несомненно , это интересно ) , а о видах Москвы и буквально паре нестыковок в фильме, объяснений которым как-то не нашлось места на просторах Интернета , поэтому позволю себе позднее сделать несколько предположений о причинах их возникновения .
Актёрский ансамбль блестящий , тема трогает всех без исключения , ну и без ностальгических ноток не обошлось . Москва сорокалетней давности , которой больше нет .
И , для сравнения , те же места уже в наши дни .
Фильм начинается со встречи пока ещё супругов Родимцевых , направляющихся в суд разводиться , у метро " Маяковская " . Вход в метро снят в Москве , а станция (её никак не перепутаешь ) -в Ленинграде - "Московские ворота " . Это -первая нестыковка .
Дело слушается в Советском нарсуде . Суд ( конечно, уже не Советского района столицы ) до сих пор находится на улице Большая Ордынка , 41 .
В памяти Родимцева - младшего всплывает эпизод из детства : ему лет пять , и он катается с родителями на роликах . Дело явно происходило на Ленинских горах . Трамплин подтверждает . Эпизод этот всплывает не единожды .
Утро начинается по -новому . Члены семьи пока ещё живут под одной крышей . Где именно - станет понятно чуть позже . А пока бойкий маклер оценивает недвижимость наметанным глазом : " Кухонька - залепухонька . двое сели , третий - на цыпочках ".
После визита дельца все расходятся по местам работы и учёбы . Наркис в это утро отправляется на проспект Калинина , 21 , в министерство , для оценки иностранной продукции. Он -дегустатор на парфюмерной фабрике . В ту пору в Москве была одна " Новая Заря ". В фильме об этом не говорится , но факт известный . А на Калининском было аж восемь министерств !
В дом - "книжку " №21 , четвёртую , последнюю , и отправился в министерство лёгкой промышленности Наркис Родимцев .
Кафе " Бирюса" в нём уже давно нет , как , собственно , и министерства . Кинотеатр "Октябрь " , к счастью , стоит и функционирует .
Действие фильма переносится на работу к Лилии . Судя по антуражу , работает она в какой-то лаборатории , связанной с химией . Потом это подтвердится адресно .
Наркис идёт получать постановление о разводе на Большую Ордынку , минуя дом №43. Дом этот -один из трех особняков фабрикантов Миндовских в Москве - построен в 1836 в 1836 году .
Воодушевлённый встречей с народным заседателем , Наркис возвращается домой и проходит мимо указателя улицы и номера дома .
Итак , свежеразрушенная ячейка общества обретается в доме № 19 на Краснопресненской улице . Позже прозвучит номер 16 , но это не соответствует истине .
Многие москвичи помнят этот , как сейчас их называют ( тогда называли "плакат") , брандмауэр на торце дома , поскольку в зоопарке хотя бы раз в жизни был каждый , и яркие цвета плаката неизменно привлекали взоры стремящихся в зверинец по соседству .
Цену за услуги риэлтор заломил нешуточную - "один рубль " . Не всем понятно было и тогда , а тем более сейчас ,что речь шла о тысяче рублей ( при средней зарплате в 110-120 ).Наркис , кстати, получал "сто шесть рублей с копейками" .
Поэтому Лилия попыталась справиться с проблемой сама , посему отправилась в Старопесковский переулок , 3 . Увы , неудачно .
Неподалёку от дома столкнулась с Македонским и сломала каблук . Как истинный джентльмен , Максим Петрович помог даме решить проблему . Ремонт находился в районе метро " Краснопресненская " , как и издательство , в котором Македонский забирал авторские экземпляры . И , конечно же ,зоопарк .
И магазин "Цветы " , и обувная мастерская находятся в доме 4 по Красной Пресне .
Наркис теряет профессиональное обоняние и не может отличить " Шипр " от " Тройного" , но это не проблема для обычного человека , а он , напомню , дегустирует парфюмерную продукцию .
Поэтому пока не работает , и в один из дней приходит к бывшей жене на работу , взволнованный ответом из мореходного училища , куда , не уведомив родителей , собрался поступать их сын .
И тут уже понятно, что Лилия Родимцева -сотрудник лаборатории химического факультета при МГУ.
Родители приходят к школе Димы , чтобы посмотреть новую квартиру на Преображенке . Признаюсь ,со школой вышла загвоздка -не определялся ни её номер , ни хотя бы приблизительный адрес . Плюс здание не типовое для московской школы . А вот номер дома , вернее , его вид, помог в изысканиях , подсказав : школу снимали ...в Ленинграде .
Именно в таком оформлении выполнялись в северной столице номера домов в то время (см . подборку). Да и трамвай на заднем плане не похож на курсировавшие по Москве . Этот трамвай -ленинградского производства . Могу ошибиться , но предположу ,что ЛМ-68М .
О причинах съёмок пары сцен в Ленинграде также выскажу версию : Алиса Бруновна Фрейндлих , сыгравшая главную роль в фильме , актриса ленинградская . Видимо , не могла выбраться в какой-то момент в Москву из-за загруженности в театре или параллельных съёмок ( в том же 81 году вышла картина "Два голоса " , где она также сыграла главную роль , но снимал уже "Лентелефильм ") . По крайней мере , такое объяснение вполне логично .
Семья разъезжается по разным адресам : в Чертаново и на Преображенку. Крупным планом показан фрагмент высотки на Кудринской. С 1955 по 1990 в ней был кинотеатр "Пламя". К слову , мелькает она в фильме частенько , так как дом Родимцевых -совсем рядом .
Дабы помирить дочь с мужем , приезжает отец Лилии . Визит был кратким и безуспешным . Он идет к метро "Краснопресненская " , на экране видна и станция "Баррикадная".
Потом камера показывает Красную Пресню с высоты птичьего полёта .
Далее- весенние виды Москвы : Большой театр , гостиница "Москва " , кинотеатр "Баррикады ", не работающий почти десять лет . Здание продано.
Заканчивается фильм сценой встречи Родимцевых на станции метро " Фили " , дающей надежду на благополучное продолжение их семейной истории .