Найти тему
Историк на диване

Цена вопроса. Сколько золота и серебра мог получить викинг за проданного пленника

Оглавление

Наряду с землей, рабы были ценным экономическим ресурсом раннего (и не только - сейчас в этом плане тоже мало что изменилось) средневековья. Поэтому взять в полон с десяток крепких мужиков для того, чтобы они обрабатывали твой надел где-нибудь в каменистом Халогаланде, было в "эпоху викингов" похоже на мечту современного хипстера открыть модный стартап и потом всю жизнь быть рантье. И это я не говорю о симпатичных юных девах, которые, по понятным причинам, ценились куда дороже. Собственно, помимо золота, серебра и оружия с доспехами, именно пленники были желанной добычей северных морских разбойников. Часть из них отправлялась в Норвегию, Швецию и Данию, на родину норманнов. Другие же оказывались на восточных рабских рынках - там за них с удовольствием платили звонкой монетой. Кстати, временами и сами неудачливые викинги оказывались в рабстве - судьба северного морского разбойника была превратна и непредсказуема. "Историк на диване" постарался разобраться, сколько же стоили рабы в разные исторические периоды.

Дела давно минувших дней

Собственно, об использовании свеонами (то есть предками шведов) рабов писал еще древнеримский историк Публий Корнелий Тацит еще в I веке нашей эры. Причем он подчеркивал, что у древних германцев свобод у подневольных людей было куда больше, чем у римлян. Вот что он пишет в своем труде "Трактат о происхождении германцев":

Рабами они (германцы) пользуются не по-нашему, не путем распределения между ними обязанностей по хозяйству; у каждого из них есть своя усадьба и свой домашний очаг. Господин требует с него определенное количество хлеба, скота или одежды, как с колона, и раб только это обязан исполнять.

Собственно, также считает советский историк-медиевист Дмитрий Петрушевский (естественно, не без классовой подоплеки - но времена были такие) в своих "Очерках из истории средневекового общества и государства":

Положение рабов в германском обществе, при всем их бесправии, было несравненно лучше того положения, которое рабы занимают в высококультурном обществе с развитым меновым хозяйством, делающим возможным безграничную эксплуатацию как несвободного, так и свободного труда в капиталистическом производстве, с резким социальным неравенством и сопутствующим ему неравенством духовного развития.

В то же время, как пишет все тот же Тацит, раба могли легко лишить жизни. Правда, к праотцам рабов отправляли не реже, чем свободных людей:

Высечь раба или наказать его наложением оков и принудительною работой — такое у них случается редко; а вот убить его — дело обычное, но расправляются они с ним не ради поддержания дисциплины и не из жестокости, а сгоряча, в пылу гнева, как с врагом, с той только разницей, что это сходит им безнаказанно.

Однако, от древних германцев вернемся к нашим баранам. А , точнее, к потомкам германцев - викингам.

Кстати, ранее мы уже рассказывали сколько стоило вооружение викинга.

Так захват в плен женщин изобразил художник издательства "Osprey publishing@
Так захват в плен женщин изобразил художник издательства "Osprey publishing@

Трэллы, черные лицом

В Скандинавии подневольное сословие именовали "трэллами". Сохранилась даже поэма "Песнь о Риге", входящая в сборник "Старшая Эдда". Там, помимо прочих, упоминалось и происхождение рабов-трэллов:

Родила прабабка сына,

водой окропили,

он черен лицом был

и назван был Трэллом.

лыко он вил,

делал вязанки

и целыми днями

хворост носил.

Удобряли поля,

строили тыны,

торф добывали.

кормили свиней,

коз стерегли

Если уйти от мифологии, то попасть в рабство (или стать трэллом), мог как чужеземец, так и соплеменник. Как таковых, "наследственных" рабов (как в XVIII - XIX веке в США) было немного. Вот что писал об этом северогерманский хронист XI века Адам Бременский:

Они до того не доверяют друг другу, что, поймав, сразу же продают один другого без жалости в рабство — неважно, своим сотоварищам или варварам.

Собственно, и враждебные викингам владыки также не брезговали продавать захваченных пленных в рабство, особенно не отделяя христиан от язычников. Крупные центры работорговли образовались в Марселе, Магдебурге, Хедебю, Мекленбурге и даже в Праге (кстати, про знаменитый шлем святого Вацлава из Праги можно почитать здесь). Вот что пишет историк Елена Мельникова в своей книге "Славяне и скандинавы":

Захват рабов и работорговля были характерной чертой эпохи и относились к числу важнейших целей военных походов и набегов викингов. Несмотря на запреты церковных соборов, этим занимались и христиане. Обратимся снова к сообщению Римберта о наблюдениях Ансгария: «Некоторые бедные, захваченные в христианских странах и угнанные в варварские земли пленные были весьма измучены: в надежде на избавление бежали они к христианам Северной Эльбы, ближе других живущим к язычникам; но те схватили и вновь ввергли в оковы пришельцев без всякого сострадания. Некоторых они вновь продали язычникам, других оставили служить у себя или продали также христианам».

Массу пленников викинги брали и в сожженных и разграбленных ими городах.

Кадр из фильма "Гладиатор" (2000 год). Один из эпизодов оскароносной картины Ридли Скотта показывает рынок рабов.
Кадр из фильма "Гладиатор" (2000 год). Один из эпизодов оскароносной картины Ридли Скотта показывает рынок рабов.

Серебряная и золотая меры жизни

Как вы понимаете, бухгалтерских книг викинги не вели. Тем более, что грамотеи в те времена, в основном, жили по монастырям, то есть сами частенько становились добычей северных варваров. Да и инфляция - вещь придуманная вовсе не банкирами с Уолл-Стрит. То есть в случае появления на рынке массы рабов (к примеру, после взятия крупного города), цена на них могла упасть в несколько раз. Однако, одна из саг, записанных в XIII веке "последним скальдом" Снорри Стурлуссоном, приоткрывает завесу тайны над "рабско-финансовым" вопросом. Речь идет о "Саге о людях из Лаксдаля" (или, в переводе с древнеисландского - из Лососьей долины). Там описывается, как викинг Хаскульд покупал себе рабыню на одном из торжищ. Если верить исландскому эпосу, торговец предложил ему заплатить за понравившуюся рабыню три марки серебром.

СПРАВКА:

Серебряная марка - первоначально единица веса серебра или золота в средневековой Западной Европе, приблизительно равная 8 тройским унциям (249 граммов) (Википедия).

То есть, за молодую красивую (это отдельно описывалось в саге) девушку хозяин предложил викингу выложить около 750 граммов серебра. При этом сам герой сказания спросил его:

Мне кажется, что ты ценишь эту рабыню довольно дорого, ведь это цена трех рабынь

Таким образом, цена одной "средней" рабыни в описываемые в саге времена составляла одну марку серебра. То есть 249 граммов.

Из сборника франкских законов, "Салической правды", известна сумма штрафа, которую преступник должен был выплатить за кражу раба (а также лошади и коровы) - 1200 динариев. Известно, что 40 салических динариев составляли собой один византийский солид (то есть монету весом в 4,55 граммов золота). Путем нехитрых расчетов получаем следующую сумму: за кражу раба преступник должен был выплатить 30 солидов, или же 136,5 граммов золота. Вероятно, стоимость раба была меньше (поскольку, помимо компенсации, часть штрафа была наказанием). Даже если взять половину от этой суммы, выходит больше 68 граммов золота (но это, конечно, предположение "Историка на диване", а не утверждение). При этом известно, что полный доспех франкского воина стоил 33 солида. Или более 150 граммов золота.

Известна также сумма налога, которая взималась с работорговцев правителем Восточно-Франкского королевства Людовиком IV, записанная в Раффельштеттенском таможенном уставе (самое начало X века). Этот документ гласит:

Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов, если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная и пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба — одну сайгу, столько же за кобылу.

Тремисс - это мелкая византийская монета, вес которой около 1,5 граммов золота. Сайга - это, вероятно, тот самый солид (4,55 граммов золота). Если соотнести с информацией из "Саги о людях из Лаксдаля" (понятно, что неизвестен точный временной отрезок действия повествования, да и регионы разные, но более точной информации у нас нет), то получается, что мужчина-раб (если допустить, что его стоимость коррелируется с суммой налога), мог стоить около трех марок серебра. Или все те же 750 граммов. При этом цена на опытного мастера-ремесленника могла быть в разы большей.

Византийский солид
Византийский солид

Кстати, ранее "Историк на диване" опубликовал большую статью, где развенчивал основные мифы о викингах.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая -то тема - пишите в комментариях.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков