Найти в Дзене
Ветер с Атлантики

Бумажка жжет ляжку: Эстония покупает ракетные комплексы

Сегодня на эстонском острове Сааремаа начались учения систем береговой обороны. Судя по всему, мероприятие станет, по совместительству, выставкой ракетных комплексов, которые Эстония собирается приобрести в недалеком будущем. Учения проходят в атмосфере таинственности: региональные издания сообщают, что территория, где они проходят, закрыта от посторонних. «Охрана будет осуществляться добровольцами из числа Союза обороны Эстонии. Мы просим посторонних лиц не посещать сейчас эти места, чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих», - заявил пресс-секретарь Сил обороны Эстонии Айво Вахеметс. Однако есть основания полагать, что запрет на посещение полигона связан не только с переживаниями за жизнь и здоровье граждан: не исключено, что на учение приедут американские продавцы вооружения, чтобы обсудить детали будущей закупки ракетных комплексов. На это указывают события конца прошлого финансового года. Осенью 2020 года, когда государства планируют свои бюджеты, эстонские пол
visitestonia.com
visitestonia.com

Сегодня на эстонском острове Сааремаа начались учения систем береговой обороны. Судя по всему, мероприятие станет, по совместительству, выставкой ракетных комплексов, которые Эстония собирается приобрести в недалеком будущем.

Учения проходят в атмосфере таинственности: региональные издания сообщают, что территория, где они проходят, закрыта от посторонних. «Охрана будет осуществляться добровольцами из числа Союза обороны Эстонии. Мы просим посторонних лиц не посещать сейчас эти места, чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих», - заявил пресс-секретарь Сил обороны Эстонии Айво Вахеметс.

Однако есть основания полагать, что запрет на посещение полигона связан не только с переживаниями за жизнь и здоровье граждан: не исключено, что на учение приедут американские продавцы вооружения, чтобы обсудить детали будущей закупки ракетных комплексов. На это указывают события конца прошлого финансового года.

Осенью 2020 года, когда государства планируют свои бюджеты, эстонские политики договорились увеличить свои оборонные расходы – итоговая сумма составляет 2,29% от ВВП республики. Затем, спустя полгода, эти деньги начали осваивать.

В марте министр обороны республики Калле Лаанет утвердил план развития вооруженных сил на ближайшие четыре года. Конкретных фактов он озвучил мало; тем не менее, стало ясно, что Таллин собирается покупать системы береговой обороны, причем с дальностью стрельбы более трехсот километров.

И вот, судя по всему, пришло время воплощать задуманное в реальность. Очевидно, что в роли продавца выступит одна из стран НАТО (Брюссель бы не допустил, чтобы эстонские деньги потекли в неизвестном направлении). Например, высока вероятность, что комплексы поставит Норвегия – хотя бы потому, что она уже заключала подобный контракт с Польшей.

Кроме того, эстонцы могут вооружиться и американскими комплексами: так уж сложилось, что продукты военно-промышленного комплекса США считаются среди стран НАТО самыми престижными.

Как бы то ни было, эстонские учения получаются со всех сторон выгодными для Североатлантического альянса. Во-первых, круговорот вооружения внутри военно-политического блока – это безупречная схема для отмывания денег внутри НАТО: одни государства тратят деньги, другие за их счет богатеют, потом меняются местами. Фактически, богатство каждого из 30 союзников остается на прежнем уровне, зато у жителей этих стран можно создать иллюзию, что раздувание оборонных статей расходов в ущерб всем остальным – оправдано. Во-вторых, новые оборонные закупки – хорошее подспорье для пропаганды. Если Таллин покупает новые ракетные комплексы, значит, ему есть от кого защищаться. А дальность ракет позволяет сделать совсем уж однозначный вывод: маловероятно, что эстонцы будут целиться по латышам, финнам или рыбам в Балтийском море. При всех этих плюсах – не исключено, что инициативы подобного рода – совмещение военных учений с выставками вооружений – будут отныне случаться в альянсе все чаще. Потому что европейские деньги сами себя не потратят.