Анна Павлова влюбила в русский балет целый мир. Одним из символов этого чувства стал названный кондитерами в ее честь знаменитый торт. Он заставляет чаще биться сердца сладкоежек и легко собирает лайки в соцсетях — только в Instagram публикаций с хештегом #pavlova более 1,2 млн.
«Пушинка, легкость, ветер», — сказал на просмотре об ученице Павловой хореограф Мариус Петипа. Спустя всего несколько лет балерина исполнила первые партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели» и вскоре стала примой Мариинского театра. В технике Павлова уступала Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской и Тамаре Карсавиной, но ее личное обаяние, плавность, воздушность и талант чувственного переживания танца были настолько притягательны, что публика не могла оторвать глаз от сцены.
«Павлова — это облако, парящее над землей», — писали газеты.
Мировую славу Павловой принесла хореографическая миниатюра «Лебедь», поставленная Михаилом Фокиным, — балерина превратила безмятежный танец в трагический, изобразив в финале смерть грациозной птицы. В 1908 году состоялось турне танцовщицы по нескольким городам Европы. В 1909 она стала лицом «Русских сезонов», организованных Дягилевым в Париже, — именно Павлова в арабеске была изображена на афише, нарисованной художником Валентином Серовым. Еще через год балерине рукоплескала Америка.
После эмиграции в Великобританию Павлова проводила большую часть времени в гастрольных турах с собственной труппой. Она привезла балет в самые отдаленные уголки мира — в Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, Австралию и Новую Зеландию.
Мода на Павлову с годами только набирала обороты, ее ждали повсюду даже без декораций и оркестра. Ее именем называли бренды духов, конфет и даже стиль в одежде.
Партнер балерины по сцене Лаврентий Новиков писал: «Обаяние ее личности было так велико, что, в каком бы танце она ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и объясняется тот факт, что ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было ничего новаторского. Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное — она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала. К чему бы она ни прикасалась, она все оживляла своим обаянием и искренностью».
В 1926 году «русский лебедь» гастролировала в Австралии и Новой Зеландии. Те выступления стали отправной точкой для возникновения сразу двух версий происхождения торта «Павлова». Австралийцы и новозеландцы уже почти век спорят: кто же первым придумал знаменитый десерт из безе и взбитых сливок?
Биограф Павловой Кит Мани нашел свидетельства тому, что пионером был повар гостиничного ресторана в Веллингтоне — он приготовил торт специально для гастролирующей балерины.
Однако в Австралии утверждают, что автором рецепта был Берт Саше. «Такой же воздушный, как Павлова», — представил австралийский кулинар свой шедевр на торжестве в 1935 году. Якобы с тех пор и закрепилось название. Балерина к тому времени уже скончалась, но слава о ней продолжала жить на всех континентах.
Новозеландский профессор антропологии Хелен Лич в 2008 году выпустила книгу «История десерта “Павлова”: Кусочек новозеландской кулинарной истории». Автор собирала историю по крупинкам из кулинарных книг, в которых нашлось 667 рецептов этого десерта из трех сотен источников. По версии антрополога, первый рецепт был опубликован в Новой Зеландии в 1929 году, а в Австралии только в 1935.
Международное соревнование за авторство стало уже доброй традицией и вряд ли когда-то закончится — похожие рецепты под другими названиями исследователи находили в кухнях обеих стран еще в книгах XIX века.
В споре звучат названия и других держав. Например, согласно исследованию новозеландского доктора Эндрю Поля Вуда и австралийки Анабель Утреч, рецепт торта мог быть опубликован на коробках американского крахмала, который поставлялся в Австралию и Новую Зеландию. Продукт использовался в приготовлении безе. Однако тот рецепт якобы был основан на более раннем немецком десерте, который привезли в США эмигранты из Германии.
Существует множество современных кондитерских версий «Павловой», но все их неизменно объединяет воздушная основа из сладкого безе, оттененная фруктовой или ягодной кислинкой. При выпекании основы используется кукурузный крахмал, благодаря которому появляется хрустящая корочка снаружи и тягучесть внутри, что отличает безе «Павловой» от классического. В мире популярен рецепт с верхним слоем из клубники, в Великобритании любят использовать малину, в Новой Зеландии добавляют киви, также кондитеры часто используют мякоть маракуйи или фейхоа. В ресторанах, как правило, используют порционную подачу в креманках, потому что ломтики, отрезанные от большого торта, теряют форму из-за своей воздушной консистенции. Торт «Павлова» обычно невысокий, круглый или в форме кольца.
В мировой кулинарии существовали и другие блюда с фамилией балерины в названии, например «Клубника Павловой» — американский десерт, напоминающий фруктовый лед, но только «Павлова» стал гастрономической классикой. Однозначно ответить на вопрос «Как удалось балерине и одноименному десерту свести с ума целый мир?» сложно — в этом есть некая магия, которой обладали и русская прима, и торт, названный в ее честь.
Большое путешествие в балет начинается с IngoDance 🩰