Найти тему
Уникальная Россия

Село Ыб в Коми: "худая деревня" со странным названием и странным гостеприимством

Примерно в 50 км от Сыктывкара, столицы Коми, располагается село с запоминающимся названием Ыб, что на языке коми означает "холм".

По документам Ыб известен с конца 16 века, но против сухих фактов, как это часто бывает, выступают легенды.

Одна из них гласит, что ещё в конце 14 века, сюда пришёл христианский проповедник в землях коми святой Стефан Пермский. Однако жители его не приняли: не дали лодке причалить к берегу, а самого миссионера закидали камнями.

Стефан очень обиделся: прозвал местечко "худой деревней", а население "худым". Посевам пожелал засохнуть, деревне - всегда остаться маленькой, а сельским мужчинам так вообще предрёк смерть. Не буду вдаваться в глубины философии, является ли такое проклятие христианским поступком, судить не мне, но прозвучало сурово.

Опять же, не знаю, совпадение или нет, но с особенностями "ыбского гостеприимства" столкнулись и мы. Было не очень приятно. Расскажу ниже, а сейчас - что же вообще из себя представляет Ыб.

Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Сейчас село Ыб - это не просто одно село, а куст деревень. По сути это "матрёшка": в составе более крупной деревни есть более мелкие. Последние в свою очередь красиво именуются местечками.

Опять интересно: местечки есть в Польше, а в украинском "мiсто" означает "город". То есть слово "местечко" явно для угро-финского региона, которым является Коми, не родное. Интересно, кто и когда его сюда принёс, да так, что оно прижилось? Лично для меня загадка.

Село Ыб и одно из его местечек. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Село Ыб и одно из его местечек. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

Как раз второе название Степановки - "Худая деревня, Худой-грезд". Якобы тут и случился "худой приём" Стефана Пермского местным населением.

Через 500 лет же, в знак покаяния, местные жители отслужили на холме молебен и поставили деревянную часовню в честь Стефана Пермского. Деревня с того момента поменяла своё название и стала Степановкой.

Мы проехали по части Ыба. Уже приехав домой и читая про село, я нашёл в сети массу достопримечательностей, о которых нам гид ни слова почему-то не сказала.

В Ыбе, оказывается, можно посмотреть и музей, и городища, и отложения юрского периода, и лиственницу 3 метра в обхвате, и некое Можжевеловое озеро.
Нам же показали только несколько домов, одну часовню (хотя их больше и они в разных местечках), один источник (правда сказали, что их тут чуть ли не 200), бегло и снаружи местный ДК с библиотекой, заросшие виды на реку Сысолу.
Музей нет - вроде бы как смотрительница в отпуске, но почему нельзя было просто его открыть, хотя бы без экскурсии показать, не знаю. Не думаю, что найти ключ от музея в селе является сложностью.

У храма почему-то остановиться вообще не предложили, а в местный монастырь привезли только постоять у ворот. Причина звучала как "там никого не принимают".

Может в крови у жителей Ыба ещё со времён Стефана Пермского быть не очень радостным гостям, может что ещё.

Ещё в Этнопарке (о нём ниже) про нас забыли: был уже вечер и видимо сопровождающие очень хотели домой. "Отбарабанив программу", они бросили нас на самих себя, даже не сказав, куда идти на ужин и где его вообще искать. Спросить что-то можно было лишь у девушки на ресепшене гостиницы, но та отвечала довольно нервно и отбивалась словами "как мне сказали, так я и делаю", "другого ничего не знаю", "это не ко мне".
В итоге, где-то через полчаса, ужин нас всё же нашёл (для его выдачи кому-то пришлось везти в кафе уже ушедшего домой работника питания, а сначала это предлагали сделать нам самим и на своей машине).
На утро перед нами извинились, но осадочек лично у меня остался. Если вам не нужны туристы - так и говорите, прямо.

****

В итоге Серафимовский женский монастырь (он возник уже в наше время) удалось увидеть только так. Дальше пройти не было предложено, хотя никаких запрещающих табличек лично я не заметил.

Серафимовский женский монастырь. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Серафимовский женский монастырь. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

Зато удалось посмотреть на местную "гостиницу для паломников" - видимо списанные вагоны. Мне вот интересно, а нормальное здание сложно построить что ли?

Вагоны для размещения паломников. Серафимовский женский монастырь. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Вагоны для размещения паломников. Серафимовский женский монастырь. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Но да ладно, в чужой монастырь со своим уставом, как говорится. Поэтому я заранее прошу у читателей прощения, что тему Ыба я подробно не раскрою - нам просто не показали и не сказали в принципе, что и где у них в селе есть. Походить же самим не было времени - нас ждал длительный переезд. Знали бы, что выйдет как вышло, - составили бы программу по-другому.

****

Домики в Ыбе попадаются и правда красивые. Думаю, за это Ыб с его местечками можно принять в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России.

Традиционный дом для этих мест. Постройка 1940 года. На две части его разделяет ещё одна внутренняя стена. Одна часть топилась по-чёрному и была "чёрной", в другой печи не было.

Меня привлекла форма крыльца (фото 3 в галерее).

Интереснейшая деталь - береста-утеплитель сохранилась со времён постройки дома. То есть ей уже 80 лет!

Традиционный дом для этих мест. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Традиционный дом для этих мест. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

Ещё традиционный дом. Тоже разделённый на "чёрную" и "белую", без печки, части.

Ыб стоит не реке Сысоле, которая в Сыктывкаре впадает в Вычегду (поэтому Сыктывкар раньше назывался Усть-Сысольск).

Виды на реку и правда красивые, но их закрывают деревья.

Так что из местной беседки для обзора почти ничего не видно, но душа некоторых путешественников всё равно поёт и находит счастье не за горами, а здесь. Это отрадно.

Надписи в беседке. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Надписи в беседке. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Недалеко отсюда есть ещё одна важная достопримечательность Ыба - выходы отложений юрского периода (белемниты, кости плезиозавров, ихтиозавров и тп), но мы туда не, увы, не спускались.

***

Вода в источнике вкусная. Говорят в разных источниках она отличается по вкусу, но других мы не видели.

Пальмы в Ыбе. Оригинально:)

Искусственные пальмы. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Искусственные пальмы. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

Часовня Петра и Павла (единственная из Ыбских, что удалось посмотреть), оказалась закрытой. Это контрастирует с соседней Архангельской областью, где часовни во многих сёлах открыты или закрываются на обычный засов.

Часовня Петра и Павла. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Часовня Петра и Павла. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

Мне очень понравилась в Ыбе местная библиотека. Без пафоса, излишеств и шелухи. Уютно. Надпись на двери можно перевести как "Живём в родном селе", а в собрании есть и краеведческие книги на языке коми (фото 2 в галерее).

А это местный ДК. Деревянный, как во многих сельских населённых пунктах Коми, но в отличие от многих подобных, скромный и практически без деталей. Можно выделить лишь патриотический плакат на языке коми.

****

Также в Ыбе в 2011 году, в дни празднования 90-летия Республики Коми, открылся Финно-угорский этнокультурный парк. Это многофункциональный туркомплекс, посвящённый наследию 24 родственных финно-угорских и самодийских народов, проживающих на территории от Венгрии до Таймыра.

Посещая Ыб, можно остановиться в гостинице Финноугория. Каждый её номер посвящён тому или иному угро-финскому народу. Я жил, к примеры, "у мордвы". В номере были книги, буклеты, карты, брошюры на мордовскую тему, историю этого народа, традиции и культуру, альбом с видами Саранска и даже русско-мордовский разговорник.

В других номерах что-то подобное, но посвящённое уже, например, саамам, финнам, венграм и тп.

Гостиница Финноугория. Финно-угорский этнокультурный парк. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Гостиница Финноугория. Финно-угорский этнокультурный парк. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

В Этнопарке проходят фестиваль воздухоплавания "Живой Воздух", Международный гастрономический фестиваль "ШаньгаФест", спортивный праздник "Зимняя Ыбица" и другие событийные мероприятия.

Гостям Парка предлагается более 20 познавательно-развлекательных, спортивных, обучающих программ. Можно поучаствовать в мастер-классах, научиться печь ржаные шанежки, делать тряпичных кукол и даже нарисовать картину нефтью (Коми - нефтяной регион).

Мы поучаствовали в мастер-классе по Мезенской росписи, характерной для частей Коми и Архангельской области. Получилось у меня не очень))

Мастер-класс по Мезенской росписи. Финно-угорский этнокультурный парк. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи
Мастер-класс по Мезенской росписи. Финно-угорский этнокультурный парк. Село Ыб. Сыктывдинский район Республики Коми. Фото автора статьи

В планах Парка построить подворья всех финно-угорских народов, но пока есть изба коми и чум оленеводов-ненцев (по крайней мере нам показали только их).

Познавательной и интересной частью пребывания в Этнопарке стал рассказ потомственного охотника об охоте народа коми и поход по "тропе охотника".

Испокон веков коми были в основном охотниками и рыболовами. Земледелие этот народ знал, но из-за климата оно было рискованным.

Нам показали разные ловушки на того или иного зверя, рассказали о средствах охоты, которыми пользовались древние охотники.

А это главный помощник древних коми-охотников и ныне один из символов Республики Коми - древний промысловый календарь коми охотника.

В 1975 году его нашли на территории Республики в виде бронзового кольца с фигурками животных и датируют концом 1 - началом 2 тысячелетия н.э.

Год делится на 9 периодов, которые соответствуют тому или иному промысловому зверю (медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лисица, белка, куница).

Календарь показывает, когда и на кого можно охотиться, или когда охота строго запрещена. Связано это с периодами в жизни животных: линькой, гоном, выводом потомства и тп. Например, в апреле нельзя было "обижать" "хозяина" этого месяца, горностая: самки рожают потомство.

Отсчёт такого календаря вёлся с 21-22 марта - начала года у древних коми, с "периода медведя" (он на 2 часа по циферблату), и шёл против часовой стрелки.

***

Несмотря на некоторые огорчающие моменты, побывать в новом месте, каким стало для меня село Ыб, всё же было познавательно и интересно.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Отдельное спасибо, что дочитали до конца!