Примерно в 50 км от Сыктывкара, столицы Коми, располагается село с запоминающимся названием Ыб, что на языке коми означает "холм".
По документам Ыб известен с конца 16 века, но против сухих фактов, как это часто бывает, выступают легенды.
Одна из них гласит, что ещё в конце 14 века, сюда пришёл христианский проповедник в землях коми святой Стефан Пермский. Однако жители его не приняли: не дали лодке причалить к берегу, а самого миссионера закидали камнями.
Стефан очень обиделся: прозвал местечко "худой деревней", а население "худым". Посевам пожелал засохнуть, деревне - всегда остаться маленькой, а сельским мужчинам так вообще предрёк смерть. Не буду вдаваться в глубины философии, является ли такое проклятие христианским поступком, судить не мне, но прозвучало сурово.
Опять же, не знаю, совпадение или нет, но с особенностями "ыбского гостеприимства" столкнулись и мы. Было не очень приятно. Расскажу ниже, а сейчас - что же вообще из себя представляет Ыб.
Сейчас село Ыб - это не просто одно село, а куст деревень. По сути это "матрёшка": в составе более крупной деревни есть более мелкие. Последние в свою очередь красиво именуются местечками.
Опять интересно: местечки есть в Польше, а в украинском "мiсто" означает "город". То есть слово "местечко" явно для угро-финского региона, которым является Коми, не родное. Интересно, кто и когда его сюда принёс, да так, что оно прижилось? Лично для меня загадка.
Как раз второе название Степановки - "Худая деревня, Худой-грезд". Якобы тут и случился "худой приём" Стефана Пермского местным населением.
Через 500 лет же, в знак покаяния, местные жители отслужили на холме молебен и поставили деревянную часовню в честь Стефана Пермского. Деревня с того момента поменяла своё название и стала Степановкой.
Мы проехали по части Ыба. Уже приехав домой и читая про село, я нашёл в сети массу достопримечательностей, о которых нам гид ни слова почему-то не сказала.
В Ыбе, оказывается, можно посмотреть и музей, и городища, и отложения юрского периода, и лиственницу 3 метра в обхвате, и некое Можжевеловое озеро.
Нам же показали только несколько домов, одну часовню (хотя их больше и они в разных местечках), один источник (правда сказали, что их тут чуть ли не 200), бегло и снаружи местный ДК с библиотекой, заросшие виды на реку Сысолу.
Музей нет - вроде бы как смотрительница в отпуске, но почему нельзя было просто его открыть, хотя бы без экскурсии показать, не знаю. Не думаю, что найти ключ от музея в селе является сложностью.
У храма почему-то остановиться вообще не предложили, а в местный монастырь привезли только постоять у ворот. Причина звучала как "там никого не принимают".
Может в крови у жителей Ыба ещё со времён Стефана Пермского быть не очень радостным гостям, может что ещё.
Ещё в Этнопарке (о нём ниже) про нас забыли: был уже вечер и видимо сопровождающие очень хотели домой. "Отбарабанив программу", они бросили нас на самих себя, даже не сказав, куда идти на ужин и где его вообще искать. Спросить что-то можно было лишь у девушки на ресепшене гостиницы, но та отвечала довольно нервно и отбивалась словами "как мне сказали, так я и делаю", "другого ничего не знаю", "это не ко мне".
В итоге, где-то через полчаса, ужин нас всё же нашёл (для его выдачи кому-то пришлось везти в кафе уже ушедшего домой работника питания, а сначала это предлагали сделать нам самим и на своей машине).
На утро перед нами извинились, но осадочек лично у меня остался. Если вам не нужны туристы - так и говорите, прямо.
****
В итоге Серафимовский женский монастырь (он возник уже в наше время) удалось увидеть только так. Дальше пройти не было предложено, хотя никаких запрещающих табличек лично я не заметил.
Зато удалось посмотреть на местную "гостиницу для паломников" - видимо списанные вагоны. Мне вот интересно, а нормальное здание сложно построить что ли?
Но да ладно, в чужой монастырь со своим уставом, как говорится. Поэтому я заранее прошу у читателей прощения, что тему Ыба я подробно не раскрою - нам просто не показали и не сказали в принципе, что и где у них в селе есть. Походить же самим не было времени - нас ждал длительный переезд. Знали бы, что выйдет как вышло, - составили бы программу по-другому.
****
Домики в Ыбе попадаются и правда красивые. Думаю, за это Ыб с его местечками можно принять в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России.
Традиционный дом для этих мест. Постройка 1940 года. На две части его разделяет ещё одна внутренняя стена. Одна часть топилась по-чёрному и была "чёрной", в другой печи не было.
Меня привлекла форма крыльца (фото 3 в галерее).
Интереснейшая деталь - береста-утеплитель сохранилась со времён постройки дома. То есть ей уже 80 лет!
Ещё традиционный дом. Тоже разделённый на "чёрную" и "белую", без печки, части.
Ыб стоит не реке Сысоле, которая в Сыктывкаре впадает в Вычегду (поэтому Сыктывкар раньше назывался Усть-Сысольск).
Виды на реку и правда красивые, но их закрывают деревья.
Так что из местной беседки для обзора почти ничего не видно, но душа некоторых путешественников всё равно поёт и находит счастье не за горами, а здесь. Это отрадно.
Недалеко отсюда есть ещё одна важная достопримечательность Ыба - выходы отложений юрского периода (белемниты, кости плезиозавров, ихтиозавров и тп), но мы туда не, увы, не спускались.
***
Вода в источнике вкусная. Говорят в разных источниках она отличается по вкусу, но других мы не видели.
Пальмы в Ыбе. Оригинально:)
Часовня Петра и Павла (единственная из Ыбских, что удалось посмотреть), оказалась закрытой. Это контрастирует с соседней Архангельской областью, где часовни во многих сёлах открыты или закрываются на обычный засов.
Мне очень понравилась в Ыбе местная библиотека. Без пафоса, излишеств и шелухи. Уютно. Надпись на двери можно перевести как "Живём в родном селе", а в собрании есть и краеведческие книги на языке коми (фото 2 в галерее).
А это местный ДК. Деревянный, как во многих сельских населённых пунктах Коми, но в отличие от многих подобных, скромный и практически без деталей. Можно выделить лишь патриотический плакат на языке коми.
****
Также в Ыбе в 2011 году, в дни празднования 90-летия Республики Коми, открылся Финно-угорский этнокультурный парк. Это многофункциональный туркомплекс, посвящённый наследию 24 родственных финно-угорских и самодийских народов, проживающих на территории от Венгрии до Таймыра.
Посещая Ыб, можно остановиться в гостинице Финноугория. Каждый её номер посвящён тому или иному угро-финскому народу. Я жил, к примеры, "у мордвы". В номере были книги, буклеты, карты, брошюры на мордовскую тему, историю этого народа, традиции и культуру, альбом с видами Саранска и даже русско-мордовский разговорник.
В других номерах что-то подобное, но посвящённое уже, например, саамам, финнам, венграм и тп.
В Этнопарке проходят фестиваль воздухоплавания "Живой Воздух", Международный гастрономический фестиваль "ШаньгаФест", спортивный праздник "Зимняя Ыбица" и другие событийные мероприятия.
Гостям Парка предлагается более 20 познавательно-развлекательных, спортивных, обучающих программ. Можно поучаствовать в мастер-классах, научиться печь ржаные шанежки, делать тряпичных кукол и даже нарисовать картину нефтью (Коми - нефтяной регион).
Мы поучаствовали в мастер-классе по Мезенской росписи, характерной для частей Коми и Архангельской области. Получилось у меня не очень))
В планах Парка построить подворья всех финно-угорских народов, но пока есть изба коми и чум оленеводов-ненцев (по крайней мере нам показали только их).
Познавательной и интересной частью пребывания в Этнопарке стал рассказ потомственного охотника об охоте народа коми и поход по "тропе охотника".
Испокон веков коми были в основном охотниками и рыболовами. Земледелие этот народ знал, но из-за климата оно было рискованным.
Нам показали разные ловушки на того или иного зверя, рассказали о средствах охоты, которыми пользовались древние охотники.
А это главный помощник древних коми-охотников и ныне один из символов Республики Коми - древний промысловый календарь коми охотника.
В 1975 году его нашли на территории Республики в виде бронзового кольца с фигурками животных и датируют концом 1 - началом 2 тысячелетия н.э.
Год делится на 9 периодов, которые соответствуют тому или иному промысловому зверю (медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лисица, белка, куница).
Календарь показывает, когда и на кого можно охотиться, или когда охота строго запрещена. Связано это с периодами в жизни животных: линькой, гоном, выводом потомства и тп. Например, в апреле нельзя было "обижать" "хозяина" этого месяца, горностая: самки рожают потомство.
Отсчёт такого календаря вёлся с 21-22 марта - начала года у древних коми, с "периода медведя" (он на 2 часа по циферблату), и шёл против часовой стрелки.
***
Несмотря на некоторые огорчающие моменты, побывать в новом месте, каким стало для меня село Ыб, всё же было познавательно и интересно.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!