Сегодня я хочу немного рассказать о моем самом любимом художнике видеоарта – американце Рейнольде Рейнольдсе. Родившись на Аляске в 1966 году, Рейнольдс изучал физику в Университете штата Колорадо. Параллельно он увлекался историей кино и киноавангардом: так, его ранний фильм NYC Symphony (1995) – это прямой оммаж фильму Вальтера Руттмана "Берлин –симфония большого города" (1927). Судя по всему, окончательное решение стать художником Рейнольдс принял под влиянием Стэна Брэкиджа (1933–2003) – теоретика кино и автора множества экспериментальных фильмов. Окончив школу визуальных искусств в Нью Йорке, Рейнольдс получил приглашение от Американской Академии в Берлине. Проработав несколько лет в Германии и получив там известное признание, он обосновался в Амстердаме, где живет и поныне.
Мое знакомство с творчеством Рейнольдса произошло в 2009 году на Третьей Московской Биеннале, куратором которой был Жан-Юбер Мартен. Там демонстрировалась двухканальная видеоинсталляция Рейнольдса "Секретный механизм" (2009), которая произвела на меня совершенно неизгладимое впечатление.
На деле "секретных механизма" в этой видеоработе два: это и само человеческое тело, которое подвергается разнообразным манипуляциям (одна из них – подкожное вживление пыльцы лилии), и камера художника, охватывающая пространство с разных ракурсов, задающая ритм и фиксирующая движение, в том числе и неуловимое глазом – как ход часов или рост растений. В контексте всей этой "механики" естественным образом возникают отсылки к "Витрувианскому человеку" Леонардо и к спускающейся по лестнице обнаженной с хронофотографии Эдварда Майбриджа.
Но моя самая любимая работа у Рейнольдса – "Секретная жизнь" 2008 года. Действие фильма происходит в квартире, которая словно является частью органического мира и живет своей собственной жизнью, она заполняется растениями, которые размножаются, цветут, дышат, растут и умирают. Героиня фильма, живущая в этом доме, будто потеряла счет времени и продолжает заниматься обыденными делами в больше неподконтрольном ей мире. Постепенно она становится все более и более пассивным элементом в этом странном пространстве: ее движения замедляются и становятся механическими – словно вторя отсчитывающему время механизму часов. Время течет неумолимо: одни растения увядают, другие зацветают вновь, девушка умирает, и лишь часы продолжают все так же неумолимо тикать…
Я бы сказал, что эта работа являет собой квинтэссенцию классического жанра vanitas – вот только черепа не хватает. Зато есть визуальные отсылки к знаменитым перформансам – от "материальных акций" Отто Мюля до акций Кэроли Шнееманн и Джины Пейн.
О других проектах Рейнольда Рейнольдса рассказывать не буду – почти все они собраны на его канале на Vimeo. Хорошего просмотра!