Нетфликс заявил о запуске первого российского сериала. Начали прям с Толстого. И прям с «Анны Карениной».
Это не удивительно — книжка эта в Америке известна куда более, чем «Война и Мир» и вообще очень-очень-очень известна. Фолкнер, например, на вопрос, какие три романа надо прочитать начинающему писателю, отвечал так:
во-первых, «Анна Каренина»
во-вторых, «Анна Каренина»
в-третьих, «Анна Каренина»
По роману делали комиксы и запускали киберпанковские фан-фики («Андроид Каренина» Бен Уинтерса даже переводили на русский).
Сообщают, что в сериале действие перенесено в сегодняшний день. Анну сыграет Светлана Ходченкова, Каренина — наш пристяжной исполнитель ролей обаятельных чиновников Федор Бондарчук, Стиву Облонского — Гоша Куценко (что? да!), Вронского — неизвестно кто, это хранят в секрете, возможно иностранец.
Я однажды была свидетелем самой настоящей драки из-за Анны Карениной. Причем на книжной ярмарке — подкованные люди ссорились. Солидные, возрастные, как говорят, мужчины. Один говорил, что нечего сегодня молодежи читать этот роман — коллизия его абсолютно устарела. Сегодня Анна бы спокойненько развелась бы с Карениным и они бы судились за ребенка. А нынешнее общество никаких изменщиц остракизму не подвергает, а наоборот жадно следит за их изменами в телеграммканалах и завидует. Так что никакой сцены в театре не случилось бы. Другой возражал, что дело не в обстоятельствах, а в сути, в женской сути! На словах «женская суть» я стала прислушиваться, чтоб понять, что он под этой сутью подразумевает — но там уже пошли взаимные пихания и проклятия.
Я то тоже считаю, что дело в женской сути, хоть и не дерусь. Вернее просто в сути. Анна же и в том самом, описанном Толстым времени могла жить без забот, если б была достаточно цинична и держала бы светское лицо, а тайно бы развлекалась с любовником. Толстой даже специально вводит в роман развратную Бетси Тверскую, чтоб показать, как такое делается. Но Анна так не может. Не может и все.
И роман (в той части, что про Анну) он про это вот «не могу». Про одержимость, про то, что если любить — то уж до конца. П›ро то как эта «полная гибель всерьез» для всех тяжела. Про одержимость и зависимость (не зря там настойка опиума, на которую Анна подсела упоминается, но не в этой зависимости дело). А лицемерие общественное — оно ж не обязательно в отношении к разводам проявляется. Можно подумать в сегодняшнем обществе его нет.
В общем очень современный текст.
Но Стива Облонский — все равно не Гоша Куценко. Даже 150 лет спустя.