О беспроцентных займах, борьбе с микрокредитными организациями и поддержке промышленности рассказал первый заместитель председателя партии «За правду» Александр Бабаков в эфире программы Владимира Соловьева «Полный контакт».
Соловьев: Александр Михайлович, как людям помочь? Что возможно сейчас сделать в кратчайшие сроки, чтобы уровень жизни подтянуть?
Бабаков: Мы получили информацию о том, что немцы приняли решение оказать помощь пострадавшим от урагана. Но помощь, которая необходима в связи с коронавирусом, она существенно больше и масштабнее, и здесь надо попытаться применить механизм выдачи беспроцентных займов населению через банки, которые на 100% принадлежат государству. Этот шаг имеет примеры в других странах. Мы исключаем из цепочки те банки, которые сегодня на непростых для граждан условиях, предоставляют потребительские кредиты, взимая проценты. В условиях пандемии, когда произошло падении ВВП, на это банки фиксируют беспрецедентный уровень доходности, измеряемый триллионами рублей. В этом случае можно сказать, практика выдачи через Госуслуги продемонстрировала готовность государства на прямое финансирование наших граждан. Госуслуги предоставляют полную информацию для государства, что представляет человек, где работает, сколько получает, каковы гарантии возврата.
Возвращаясь к серьезным мерам, выдача кредитов напрямую через Госуслуги со стороны нашего государства позволила бы убрать из цепочки микрофинансовые организации, от них существенный ущерб, поскольку они являются паразитом на нашем теле.
Соловьев: Я бы не стал все банки одним миром мазать. Есть банки профессиональные, блестяще работающие, а есть банковские жулики, они оказываются с деньгами в Лондоне потом. Это надо у Чубайса спросить.
Бабаков: Этот шаг бы позволил диверсифицировать внутри банковской структуры те банки, которые добросовестно бы относились к экономике и поддерживали население разумным процентом. Сегодня на Госуслугах достаточно информации, позволяющей государству видеть и прогнозировать возврат этих ресурсов. Что касается практики, которая могла бы быть дополнена, наряду с возможностью выдачи беспроцентных займов населению обеспечить еще поддержку выдачи займов предприятиям малого, среднего или крупного бизнеса на те цели, которые связаны с импортозамещением. И прогнозировать здесь все, чтобы те, кто берут эти кредиты, понимали, что поддержка государства гарантированная долгосрочным финансированием, и низким займом.
Соловьев: О каких цифрах мы говорим? Сколько и кому должны быть направлены деньги?
Бабаков: Для населения – это в рамках той доходной части, которую они получают. Зарплата, пособие, еще что-то.
Соловьев: Мы говорим о безвозвратном кредите?
Бабаков: Нет, мы говорит о возвратном кредите. О беспроцентном кредите.
Соловьев: Это не вертолетные деньги. Это кредит. Но без процентов.
Бабаков: Беспроцентный займ, на то время, которое нужно человеку. Он гарантирован тем, что человек будет стремиться к "обелению" своей зарплаты, к уплате налогов, и понимание государством того, что это стимул будет колоссальный. А что касается предприятий, это зависит от целей и задач государства. Если мы понимаем, что надо в каких-то отраслях максимально быстро обеспечить введение в строй предприятий по импортозамещению – дайте возможность этим предприятиям в течение длительного времени использовать дешевые деньги. С условием, что будет выполнено в сроки, и чтобы продукция продавалась на рынке, по цене, согласованной с государством.
Соловьев: Получается, что государство гарантирует сбыт этим компаниям, выдает им дешевый кредит. Но при условии, что они производят по оговоренной цене.
Бабаков: Да, и в оговоренные сроки. Это можно распространить и на импортозамещение, и на строительство жилья.
Соловьев: Исходя из этого, какой может быть метр квадратный жилья по цене?
Бабаков: Мы можем прогнозировать как минимум сохранение нынешнего уровня, или несущественное повышение, но не беспрецедентное. Выход большого количества денег на рынок нужно регулировать. Надо сделать так, чтобы условием финансирования строительной отрасли, занятой созданием квадратных метров, было условие сохранения нынешних цен. А лучше снижение, потому что сегодня в цене заложены огромные издержки, которые государство может сократить, за счет низкой процентной ставки, за счет дешевой или бесплатной выдачи земли, и взятием на себя обязательств по созданию инфраструктуры (свет, газ, вода).
Соловьев: Что за история с партией и Надеждиным?
Бабаков: Когда была заслушана кандидатура Надеждина на Президиуме, мы услышали, что он не отрицает своей характеристики легкого перехода из одной структуры в другую. Он выступает как одномандатник в небольшом населенном пункте.
Соловьев: Это креатура мироновская?
Бабаков: Захар Прилепин выступил с определенной инициативой, даже исключить из списка. Но существуют юридические проблемы, связанные с этим. Чем бороться с ветряными мельницами, лучше заявить о своей позиции и идти дальше, поскольку масштаб задач, которые ставит перед собой партия, гораздо выше одной проблемы.
Соловьев: Не должно быть у людей иллюзии, что вы, Захар Прилепин, Сергей Михеев, Семен Багдасаров, хоть как-то себя ассоциируют или поддерживают Надеждина. Что это приданное пришло с Мироновым.
Бабаков: В своем официальном заявлении было сказано Захаром Прилепиным, что он всегда стоял на другой стороне баррикад. Он всегда был оппонентом Надеждина, поэтому не может принять его кандидатуру как партнера в политической борьбе.
Соловьев: Неприятная история. Вечно у Миронова какая-то проблема с кадрами, вечно он кого-то подсунет, то Пономарева с Гудковым, то Надеждина. Неразборчив что-то у нас Миронов.
Бабаков: Политическая борьба на то и борьба, что она не может быть на чистом листе, издержки неизбежны. Главное – чтобы мы видели генеральную линию партии, и шли к тому, за что мы готовы отвечать. Формулируя экономические, политические лозунги, мы должны понимать, за счет кого они будут реализованы.
Соловьев: Идея прямых беспроцентных возвратных кредитов, это сразу убивает весь жульнический бизнес микрокредитов?
Бабаков: Да. Борьба, которая развернута государством с этим сегментом, она лежит в плоскости юриспруденции. А здесь мы экономику подводим, не будет оснований. Нет больше оснований обращаться к ним. Они паразитируют на том, что люди просто вынуждены обращаться. Нет другого механизма, источника. А здесь государство берет на себя эти проблемы, и на корню режет возможность спекулировать на нуждах людей.
Соловьев: А сколько государство могло себе позволить выдавать? В размере месячного оклада?
Бабаков: Да. Я хотел бы привести цифру, которая фигурирует в официальных данных. Официальная доходная часть банков по всем кредитам составляет около 3 триллионов рублей. Ополовиним это. Можем прогнозировать, может столько же, может меньше, у микрофинансовых организаций. Эта вся денежная масса будет сохранена для того, чтобы помочь населению, и будет выброшена на рынок для удовлетворения потребительского спроса. По многим предприятиям у нас недозагрузка порядка 25-30%. Это не нанесёт колоссального ущерба промышленности.
Соловьев: А не приведет к росту инфляции?
Бабаков: Эти меры должны сопровождаться поддержкой промышленного сектора, чтобы выпускать ту продукцию, которую государство считает необходимой. И не стесняться жёстче подходить к регулированию валютного рынка. Государство должно поставить жесткие ограничения на тех операциях, которые носят спекулятивный характер, как по вводу денег, так и по выводу. Статистика прошлого года показала, что вывод капитала опять увеличился. Значит, мы имеем возможность жестко подойти, чтобы поставить на это ограничения. Если эти меры будут соблюдены, денежная масса не уйдет через спекуляцию.
Соловьев: Есть ли какие-нибудь страны в мире, которые такой подход попытались реализовать.
Бабаков: Реализуют сейчас. Китай. А до этого времени, 30-40 лет назад, это делали Японцы и Корейцы. Немцы после войны. А Китайцы сейчас демонстрируют с колоссальным успехом, который сопровождается ростом ВВП и низкой инфляцией, и колоссальным успехом в борьбе с бедностью.
Соловьев: Александр Михайлович, с кем-нибудь внутри структур власти эту тему обсуждали?
Бабаков: Выходим с этим публично. Привлекаем для отработки этого механизма людей, связанных с экономикой и математическими моделями. У нас есть команда, которая опирается на существующие разработки теоретические и практические. Мы многое берем из того, что сегодня декларировал президент, и заставляет делать Правительство. Контроль через налоги цен, стимулирование ФАСа – это не наша прерогатива, это сегодня власть делает. Но мы предлагаем шагнуть дальше.
Соловьев: Как быстро это можно реализовать?
Бабаков: В нашей модели мы измеряем все это месяцами. Если будет поддержана наша позиция, мы готовы начать первые шаги уже в течение 3-4 месяцев. А дальше требуется сопровождение законодательное, законы и нормативные акты, и конкретное появление новых институтов в экономической сфере.
Соловьев: У нас большое количество экономистов, наверняка, они эту идею будут разрывать на части с криком «Это невозможно»! Ясно, что там ВШЭ, бесконечные сторонники Гайдара и Чубайса, будут говорить «Нет! Нет!» Есть какие-то громкие имена, которые поддерживают такой подход?
Бабаков: Они громкие не потому, что у них за плечами экономические успехи большие, а наоборот. У нас есть люди, которые не так известны, но связаны с теорией Кондратьева, и людьми, которые оставались в тени, но прошли колоссальную школу и советского периода, и постсоветского. Я уверен, их имена еще будут известны.
Соловьев: У нас ожидается в этом году 4% - темпы роста ВВП. По сравнению с вечно колеблющимся возле 1% - еще не так плохо. Хотя у нас сейчас восстановительный рост, должны быть другие цифры, их не сравнить с теми, что показывает Китай или США. А благодаря внедрению этой модели, на какие темпы роста можно выйти?
Бабаков: Порядка 10% годовых, на горизонте 10-15 лет. Понимаем, как это сделать.
Соловьев: 10-15 лет - это большой срок. А когда начнутся изменения? Через 10 лет будет 10%.
Бабаков: Нет, в течение 10-15 лет. У нас нет другого пути, мы должны обеспечить колоссальный прорыв экономики нашей страны. Нам нужно 10-15 лет для чего? Цикл обновления основного капитала государственных фондов, он превышает 15 лет. Но Китай показал, что за этот период времени это позволило ему колоссально обновить всю свою промышленность, обеспечить прорыв в сельском хозяйстве, заложить основы беспрецедентного финансирования и получения результатов в науке и образовании.
Соловьев: Темпы роста 10% - это возможность если не догнать Китай, то высоко подняться в шкале мировых экономик. Пока что мы не на том месте, которое наша страна должна занимать, совсем.
Бабаков: Такие темпы роста вполне адекватны нашим амбициям и возможностям. У нас есть ресурсы для этого. Мы входим в реализацию этой программы с другим потенциалом, не сравнимым с Китаем, ни с кем.
Соловьев: А иностранные инвестиции для реализации нужны?
Бабаков: Контролируемые. Надо исключить любые спекуляции на фондовом рынке. Нам подобного рода инвестиции не нужны, они наносят только ущерб. Деньги приходят и уходят быстро, не оказывая существенного влияния. Если мы говорим о прямых инвестициях – их надо приветствовать, но только по согласованию с правительством. За всем видимым желанием помочь нашей экономике, скрыто желание войти в те отрасли, которые могут существенно ограничить развитие национального капитала. Здесь надо взвешенно подходить, чтобы не создать предпосылки к дальнейшей потере рынка внутреннего. Главное, чтобы мы сделали рубль инвестиционным инструментом. Чтобы мы могли через подобного рода шаги обеспечить развитие внутреннего рынка. Все будущие победы лежат в мощи собственной экономики. Мы должны об этом четко говорить, и не надеяться на помощь извне. Никто нам не поможет. Тема Америки, Германии - они говорят о чем угодно, но только не о помощи. Это понятно. Их желание защитить собственный капитал, собственную страну, превалирует над помощью кого-либо. И нам не надо ждать этого.
Соловьев: Спасибо. Буду регулярно такие темы поднимать, чтобы были альтернативы.
Полный эфир: