Всем чистоплюям скажите: собаки - это чистые животные. Пусть оторвутся от своего бекона на завтрак и подумают вот о чём.
У 2 наших патриархов есть собаки и даже не одна. Церковь не считает животных нечистыми, такого просто нет. Увы, народное представление считает иначе: если в храм забежит кошка, это нормально, а вот если пёс - бегут за святой водой. Собака, дескать, нечистая.
В православной субкультуре стало привычным считать собак нечистыми. Без всяких вразумительных ответов на встречный вопрос об употреблении свинины и религиозной нечистоте в принципе.
Чем собаки нечисты?
До эпохи Возрождения собак считали олицетворением страстей и представляли как злобных и вечно голодных падальщиков. Неслучайно на одной из картин Босха пёс изображён рядом с Иудой. Пройдёт ещё немного времени, и на картинах появляются дамы с собачками, художники станут рисовать породистых псов рядом с их хозяевами. Не сразу, но общество изменило своё отношение к собакам.
Пренебрежение к собакам родом из нашего языческого прошлого. В том числе, это и громадный пласт бранной лексики - «песья брань». Если считать слово «собака» татарским по происхождению, легко понять, почему наши предки стали считать собаку нечистым животным. Вероятно, так собака и стала олицетворением всего греховного, т.е. нечистого и враждебного.
Мы не живем по еврейским законам, потому что Иисус Христос отменил всю иудейскую обрядовость. Для христианина нет ничего нечистого, кроме греха, об этом ещё Павел говорил: только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим.14:14). Собаку создал Господь, ничего греховного в ней нет.
А можно ли собаке зайти в храм?
88 правило Шестого Вселенского Собора гласит:
©️Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго: разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностью, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы; и сам он, потеряв животное, и потому лишенный возможности продолжать путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть; и потому всеми средствами пещись должно о спасении и безопасности человека. Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
Все знают, что это правило частенько нарушается, например, когда кошек пускают в храм для ловли мышей. Это не противоречит канону Церкви, потому что избавление от вредных грызунов - это особая нужда, забота о храме, а не обычная прихоть.
При всем этом, Церковь не учит о нечистых животных, напоминая об отмене ветхозаветных обрядовых законах. Иисус Христос упразднил всю иудейскую обрядовость. Поэтому для христианина нет ничего нечистого, кроме греха, об этом ещё Павел говорил: « ...только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим.14:14).
©️ Запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью (патриарх Кирилл).
Итак, Все животные созданы Господом, поэтому ничего ничего нечистого в них нет.