Ринолалия, по мнению ВОЗ, является голосовым расстройством, которое приводит к различным патологиям фонетической стороны речи. Причиной тому является несбалансированный резонанс, возникающий при нёбно-глоточной недостаточности или врожденной нёбной расщелине. Таким образом, носовая полость становится парным резонатором ротовой.
Объем звука и звонкость голоса при данном нарушении теряются, голос становится глухим, ребенок начинает гнусавить. Однако при ринолалии нарушения не ограничиваются речевой акустикой. В процесс вовлекается и аэродинамика речи. Искажается направление воздушных потоков и снижается давление воздуха в ротовой и носовой полости. Пытаясь компенсировать нарушения, организм подстраивается таким образом, что возникает искажение артикуляции.
Как проявляется
Ринолалия возникает при нарушении связи между парными мышцами, которые отвечают за разведение нёбных сегментов по время глотания. Даже хирургическое вмешательство не способно полностью восстановить данные функции, поскольку при таком врожденном дефекте, поднимающие мышцы расположены неправильно.
Ринолалия негативно сказывается не только на фонетике речи, но и на качество слуха. Также появляются расстройства дыхания и питания. Выдох становится значительно короче из-за того, что дети используют смешанное дыхание (по причине отсутствия перегородки между носовой и ротовой полостью). Частота дыхания увеличивается, но объем легких сокращается, что негативно сказывается на развитии грудной клетки.
Дыхание ртом во время разговора является нормой - вдох становится более глубокий, но короткий, а выдох значительно удлиняется. Количество дыхательных движений сокращается в два раза. Во время разговора при выдохе работают межреберные и брюшные мышцы, обеспечивая необходимое подскладочное давление и удлиняя выдох. Однако дети, имеющие врожденный дефект, во время разговора дышат ртом и носом одновременно, используя ключичный тип дыхания. При выдохе, значительный объем воздуха выходит через нос, что ведет к резкому сокращению длительности выдоха и снижению давления в подскладочном пространстве. Дыхание становится поверхностным и учащенным.
Впоследствии появляются компенсаторные гримасы, которые становятся активнее во время разговора - сжимаются крылья носа, напрягаются мышцы лба. Таким образом ребенок пытается минимизировать утечку воздуха через носовую полость, поддерживая необходимый уровень давления для произношения согласных. Голос окрашивается ярким носовым резонансом, речь становится неразборчивой.