О происхождении Кощея ходит много слухов и легенд, но однозначного ответа на этот вопрос нет.
Если три варианта, откуда же появился образ Кощея в сказках.
Первая версия
По мнению некоторых исследователей, персонаж по имени «Кащей» прослеживается в русских сказках с 18 века.
До XVII века персонаж назывался именем славянского бога Карачуна. В славянской мифологии бог Карачун олицетворяет смерть, мороз, холод и мрак. В книге «Полярные сияния в мифологии славян» Л. М. Алексеева написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».
Вторая версия
Другие исследователи говорят, что персонаж Кощея Бессмертного может быть связан с половецким вождем XII века ханом Кончаком.
Впервые упомянутый в летописях Киевской Руси 1172 года, хан сумел сплотить половцев в самый важный момент. Кроме этого, Кончак не раз совершал набеги на славян не только грабя население, но и забирая с собой пленников. Набеги хана происходили довольно часто, и он считался грозой для славян в то время.
Возможно, именно половецкий хан Кончак и стал прототипом Кощея бессмертного. Кончак прожил более 100 лет, на тот момент насчитывая более шести поколений. Его долголетие было, скорее всего, причиной того, что Кощей назвался «бессмертным».
Отсюда и теория, что происхождение Кощея тюркское, в частности половецкое.
Третья версия
Кощей – собирательный образ, у которого нет конкретного прототипа.
Российский историк и археолог С.А.Плетнева в своих работах использует слово «кощей» («кошевой») и объясняет его. Она пишет о том, что на Руси словом «кош» (на тюркских языках "koš") называли предводителя половецкого войска.
Позже, по всей видимости, слово «кош» применялось для всех войнов половецкой орды.
Своих войнов они объявляли бессмертными, потому что половцы были язычниками – возводили каменные статуи умерших войнов и делали святилище. Отсюда и появилась приставка «Бессмертный».