Во время обучения рассказываю как подбираются сотрудники для эффективной работы и как их работа организуется. На каких принципах, правилах и инструментах.
3. Как это выглядит на практике?
Ситуация.
Приглашают генеральным директором в новый бизнес. Организация с нуля. Три собственника – мать – 56 лет и два сына 25 и 29 лет. Все без специальных знаний и опыта управления. Семья дружная и все великолепно воспитаны. У всех высшее образование. Мать – инженер-конструктор с допуском к эксплуатации электрооборудования до 1 000 В. И реальной практикой по профессии. Сыновья – выпускники мореходки им. Макарова. Международная логистика и штурман. Один из сыновей – победитель олимпиады по физике. Любовь матери к детям – до фанатизма. У детей взаимное чувство.
Как специалист могу сказать, с точки зрения психологии подобная ситуация безнадёжная. Браться за проект с такими показателями никому не рекомендую. Всё прекрасно понимаю, но, тем не менее, соглашаюсь. В нагрузку получаю еще и недостаточный для прибыли портфель заказов на падающем рынке, т.е. в кризис. Самое неприятное, я не могу их протестировать. Не знаю и не понимаю, каков реальный потенциал и что от них ждать.
Классическая ситуация. Любимые дети в убыточном бизнесе без знаний и опыта работы с завышенной зарплатой, без шансов что-то изменить. Нет, я бы мог. Легко бы продавил ситуацию и они, не выдержав психологического давления, ушли. Как показал предыдущий опыт, это не самый оптимальный вариант. От собственников, их оценки и влияния всё равно не избавишься. Так что пришлось приниматься за обучение и воспитание. Тем более, что процесс этот совместный.
Первая проблема – низкая квалификация. Устраняется обучением. С собственниками не всегда срабатывает эффективно. Собственники редко психологически подходят к той работе, которую берутся делать.
Ко мне подсаживается мать.
- Хочу, чтобы старший сын (штурман) стал исполнительным директором. Пусть учится.
Что скажешь матери в этой ситуации? Явно не то, что ты по этому поводу думаешь. Поэтому решение простое – согласиться и «повесить» соответствующий функционал. Если у человека есть данные и мотив, можно его будет за пару-тройку лет подготовить. Хотя мероприятие явно сомнительное. Штурман и исполнительный директор – разная психология. «Вешаю» функционал – доставка товара на склад и покупателям, т.е. водители. Плюс выставляю экономические параметры, в которые надо уложиться. Одно дело, когда у тебя за спиной 20 лет работы с водителями и достаточно большой опыт работы в бизнесе и ты экономику предприятия с оборотом в 1 млн. $ в месяц считаешь в уме, другое дело, когда ты всё это делаешь первый раз, не имея еще для этого и личных данных. Как он не пытался, в установленные параметры ни разу не уложился. Затраты были на 80% выше. Более того, на очередном совещании заявил, что под мои требования на рынке водителей не и в эти затраты не уложиться. В чём была проблема? Водитель нанимался для доставки товара, его экспедирования, погрузочно-разгрузочных работ на складе и у клиента и инкассации денег. По его мнению, надо было водителю добавлять экспедитора. Т.е. еще увеличивать затраты на 40%. И как можно доверить водителю с улицы инкассацию денег от клиента? Собственники с этим соглашаются, понимая, что ему тяжело и задача явно невыполнимая. Да и дома уже серьёзные скандалы из-за этого.
- Хорошо! Покажу, как это делается.
Дали объявление. Первое собеседование с водителем по телефону с перечнем обязанностей и размером оплаты за работу. Второе в офисе с более жесткими, расширенными требованиями, проверкой, копированием документов и обучением основным процедурам. На следующий день в активе два комплекта водителей набрано.
Поставил новую задачу, снизить затраты за счёт оптимизации работы водителей. Я уже понял, что с людьми у него работа не получится. Надо было, чтобы он сам это понял и с этим бы еще и родня согласилась. В итоге так и произошло. Через полгода ко мне подошла мать и с сожалением констатировала, что пользы от него в бизнесе не будет никакой. С этим придётся смириться. Будем содержать.
Итог. Ему присвоили статус начальника отдела маркетинга, поручили кассу и помощь на подхвате с документооборотом. Маркетингом он, конечно, тоже не занимался, а про кассу мы забыли навсегда. Идеальный работник. Проверять и контролировать его было не надо. Честный, ответственный, добросовестный, педантичный. Всегда всё сходилось. Единственный недостаток, эту услугу мы получали за оклад министра РФ.
На его функционал взяли и подготовили логиста из кладовщиков. К этому моменту предприятие уже могло себе это позволить. Логист, под моим руководством, без труда оптимизировал транспортные затраты еще на 25-35%, окупив свою двухлетнюю зарплату за три месяца. Окупил он этой экономией и зарплату "кассира".