Найти тему
Женщина в истории

Епархиалки: чему учили дочерей священников в дореволюционной России

Оглавление
"... приготовить из них истинных христианок, таких жён, которые были бы способны доставить приятное общество своим мужьям, помогать им в содержании церковного здания в приличном порядке, приготовлять лекарства для больных, заниматься воспитанием своих детей и содержать в лучшем виде своё домашнее хозяйство".

Так написала великая княжна Ольга Николаевна в своей записке отцу, Николаю I.

Прошлую статью о трудностях в личной жизни детей священников я закончила рассказом о том, как великая княжна познакомилась с Надеждой Павловной фон Шульц, которую очень заботило непростое положение деревенских священников.

Что ж, Шульц определённо удалось обратить на эту проблему внимание власть имущих.

Хорошее начало

Из воспоминаний Ольги Николаевны о реакции царя на её записку:

"... сейчас же понял необходимость учреждения таких школ и велел мне обратиться к графу Протасову, который был прокурором Святейшего Синода. Было решено, что эти школы будут содержаться на средства, поступающие от продажи свечей в церквах".

Однако позже на содержание епархиальных училищ начали поступать средства от императорской семьи и частные пожертвования.

Небольшой дом в Царском Селе, когда-то принадлежавший царскому камердинеру, был переоборудован в первое училище, рассчитанное на двадцать пансиньерок.

Торжественное открытие состоялось 22 октября 1843 года. Николай I и его семья присутствовали.

Начальницей была назначена та самая Надежда Павловна фон Шульц (в девичестве Шипова, младшая сестра Марии Леонтьевой, начальницы Смольного института благородных девиц).

Надежда Павловна Шипова (в замужестве фон Шульц, 1795 - 12 сентября 1877, источник: Википедия)
Надежда Павловна Шипова (в замужестве фон Шульц, 1795 - 12 сентября 1877, источник: Википедия)

Через два года училище приняло уже 40 девочек, а потом их число выросло до 60.

Великая княжна Ольга Николаевна следила за судьбой училища, в создании которого приняла непосредственное участие. Она постоянно приезжала, знала всех девочек по именам, следила за их успехами. Выйдя замуж и переехав в Вюртемберг она поручила заботу о своём детище супруге Александра II, будущей императрице Марии Александровне.

Епархиальные училища начинают открываться и в других частях страны: в 1854 году - в Ярославле, Казани, Иркутске, в 1863 году - в Архангельске, в 1865 году - во Владимире и Воронеже, в 1866 - в Астрахани и так далее.

В течение двадцати лет открыто 22 женских трёхгодичных училища, а к концу XIX века их уже более 60! Обучение проходили 13 000 девушек. По статистике того времени, половина девушек видели своё будущее в замужестве, 43-45 процентов хотели стать учительницами, 4-7 процентов мечтали о высшем образовании.

Кого принимали и чему учили

Девочек в училища принимали с девяти лет. Сироты и дети бедных священнослужителей поступали на полный пансион и учились бесплатно. Частные лица учреждали благотворительные стипендии, и их было немало.

Для остальных в 1850-е годы плата составляла 150 рублей в год.

Училища для дочерей священнослужителей делились на две категории: одни подчинялись Ведомству императрицы Марии Фёдоровны, другие - Святейшему Синоду. В первом случае:

"... должностные лица таких училищ считались на государственной службе, пользовались правами на пенсию и получали фиксированную заработную плату".

Эти училища не находились под строгим контролем Святейшего Синода и принимали только дочерей духовенства.

Императрица Мария Фёдоровна в русском платье с диадемой и колье из 51 бриллианта (1883 год, источник: Википедия).
Императрица Мария Фёдоровна в русском платье с диадемой и колье из 51 бриллианта (1883 год, источник: Википедия).

Училища, которые подчинялись непосредственно Святейшему Синоду, принимали также девочек-сирот не из духовных.

Конечно, девочки учили Закон Божий. А ещё русскую грамматику, российскую и всеобщую историю, арифметику, географию, каллиграфию, рисование узоров для шитья и другие виды рукоделия, церковное пение.

Их учили воспитанию детей, уходу за больными. Объясняли, как разбираться в лекарствах и лекарственных растениях.

При каждом училище были огород, сад, двор, птичник. Ведь в первую очередь девочек готовили к роли жены священника, а значит, нужно было стать хорошей хозяйкой.

Иностранные языки, музыка и рисование относились к необязательным предметам и оплачивались отдельно (если семья девочки могла себе это позволить). Но к концу 1860-х в училищах начинают преподавать физику и естественную историю, что приблизило учебную программу к гимназической.

В первые тридцать лет существования училищ программа состояла из трёх двухгодичных классов: низший, средний и высший. В каждом обычно было по 30 девочек. Однако в 1888 году систему преобразовали в шестиклассную, а количество воспитанниц увеличилось до 180. В 1908 году классов стало 7, а учениц было уже 215.

Начиная с 1871 года ученицы, которые успешно окончили курс училища, получали звание домашней учительницы.

Патриархат и эволюция

Епархиалки получали строго религиозное воспитание. Все уроки начинались и заканчивались молитвами, во время богослужений девочки пели в хоре и читали молитвы.

Соблюдались посты, воспитанницы говели и причащались.

Девочкам прививали уважение к старшим, вежливость и дружелюбие. Этикету и манерам особого внимания не уделялось, но как и в институтах, в епархиальных училищах следили за чистотой, девочек приучали к гигиеническим процедурам, а помещения были проветрены.

Девочки гуляли в саду, им устраивали разные игры.

Несмотря на изначальную цель создания таких учебных заведений (учить девочек быть хорошими жёнами священников), многие бывшие епархиалки посвящали себя преподаванию: открывали домашние школы или работали в сельских.

Вот что вспоминала писательница Н. Берберова:

"Все семь дочерей сельского священника твёрдо знали с самых ранних лет, что они пойдут в сельские учительницы, и это очень нравилось мне. Священник был беден и совершенно необразован, но у дочерей его были стипендии и они жили зимой в городе".

Учительница в деревне - совершенно особый статус. И, помимо авторитета и ответственности, он подразумевает большое количество специфических проблем и ограничений. Я уже затрагивала эту тему в статье "Как работающих женщин притесняли в дореволюционной России".

Фрагмент картины "Сельская учительница" (1883 Трутовский Константин Александрович, взято из открытых источников).
Фрагмент картины "Сельская учительница" (1883 Трутовский Константин Александрович, взято из открытых источников).

Доля сельской учительницы была незавидна, хотя и безусловно важна.

Подвести итог статье о епархиальных училищах и самих епархиалках хочу отрывком из воспоминаний С. Волконского:

"Лучшее впечатление из всего преподавательского состава производили на меня не учителя, а учительницы из так называемых епархиалок. Меня всегда удивляла разница женского и мужского воспитания в духовной среде. Сравните семинариста и епархиалку! Всё различно; люди разного склада, разного прикосновения к жизни. Благодаря чему могла определиться такая разница? Надо было быть знакомым с внутренними условиями мужских и женских учебных заведений тогдашнего духовного ведомства, чтобы ответить на этот вопрос. Это были девушки-апостолы. Умные, спокойные, деловитые; и такое женственное с учениками обхождение. Кто когда подведёт итог этим труженицам, да и вспомнит ли кто о них теперь? Какой труд и в каких условиях! Подневольная зависимость от сельского начальства, пьяные требования, пьяные угрозы. И двенадцать-пятнадцать рублей в месяц!"

Демократическая печать, в свою очередь, особого внимания епархиальным училищам не уделяла.

"Невесты без места" и "неудачно женатые": почему детям священников было трудно устроить личную жизнь в Российской империи.

Мария Леонтьева: большая начальница, придворная дама, "осколок старины глубокой".

Институтки и гигиена.

Нелюбимая жена Петра I Евдокия Лопухина: царица, заточённая в монастырь.

Из монахини в великую государыню: история возвращения Евдокии, нелюбимой жены Петра I.

Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова