Найти тему
«Человек и Закон»

Как попасть под суд за учение Дарвина

В 1925 году в американском штате Теннесси под суд попал школьный учитель из города Дейтон Джон Скоупс. Его обвиняли в нарушении «акта Батлера» – закона, строго запрещавшего преподавать любую теорию эволюции, противоречащую чуду Сотворения, описанному в Библии.

Этот закон распространялся на любое образовательное учреждение, которое штат Теннесси поддерживал финансово. Он был принят с подачи фермера Джона Батлера – христианского фундаменталиста, обеспокоенного распространением учения Чарльза Дарвина о происхождении человека от «животных низшего порядка». Нарушителю грозил штраф в размере от 100 до 500 долларов. Сумма по тем временам внушительная. 100 долларов тогда считалось хорошей месячной зарплатой.

Учителя Джона Скоупса новый закон не испугал, и он продолжил преподавать школьникам теорию эволюции Дарвина, в которую искренне верил сам. Вскоре кто-то написал на Скоупса донос, и прогрессивный педагог попал на скамью подсудимых.

Этот суд с лёгкой руки журналистов в прессе назвали «Обезьяним процессом». За ходом разбирательства следили миллионы американцев. На первом заседании по делу Скоупса в зале суда собралось около тысячи человек. Журналисты развернули передвижные эфирные станции, чтобы максимально оперативно информировать о ходе процесса радиослушателей.

Улицы Дейтона были обклеены плакатами душеспасительного содержания. В газетах стали появляться фотографии шимпанзе и других высших приматов, которых репортёры пытались представить свидетелями защиты.

Скоупса защищала группа адвокатов, услуги которых оплачивал Американский союз гражданских свобод. Ранее эта организация пообещала защитить любого, кто подвергнется преследованию за нарушение подобных «акту Батлера» законов. Линия защиты строилась на опровержении законности принятия акта. Адвокаты добивались его полной отмены.

Джон Скоупс в зале суда
Джон Скоупс в зале суда

Сторону обвинения представлял юрист Уильям Брайан, воинствующий сторонник традиционных ценностей, который трижды баллотировался на пост президента США, впрочем, без особого успеха. По свидетельствам журналистов, освещавших ход процесса, Брайан продемонстрировал уникальную скупость ума и ограниченность познаний как в биологии, так и в теологии. Речь же защитника учителя, Дадли Мэлоуна, напротив, была названа торжеством здравомыслия и кульминацией всего процесса.

Несмотря на всё это, Джона Скоупса признали виновным и назначили ему минимальный по «акту Батлера» штраф – 100 долларов. Вскоре защита преподавателя подала апелляцию в Верховный суд штата Теннесси. Вторая инстанция также встала на сторону адептов божественного происхождения человека и подтвердила вердикт. Штраф, однако, был отменён по формальным, техническим основаниям.

«Акт Батлера» просуществовал аж до 1967 года. Джон Скоупс дожил до этого момента в ясном уме и через прессу поблагодарил отменившего закон губернатора Теннесси Бьюфорда Эллингтона за «торжество разума и возможность сделать выбор, не опасаясь судебного преследования».

«Обезьяний процесс» можно назвать проявлением конфликта старого и нового, сотворения и эволюции, мракобесия и рационализма, прогресса и традиции. Но важно отметить, что этот суд вызвал раскол и в среде христиан Нового Света. Часть из них проявили себя фундаменталистами, настаивающими на буквальном прочтении каждого слова из Писания. Другая же часть американских христиан оказались вполне себе модернистами, утверждая, что современные научные знания о биологии, эволюции и происхождении видов не противоречат религиозному учению о Боге — сотворителе всего сущего. Чуть позже такие «гибридные» концепции оформились в теории эволюционного креационизма, или, по-другому, теистической эволюции», — поясняет адвокат правового центра «Человек и Закон», кандидат юридических наук, доцент Алибек Гуков.