Не говорите, что не знаете их. Их знают все - свидетели с девятью крестами и подростки. Его называют просто: жигуль, а в стране их происхождения еще и копейки. Наверняка вы уже догадались, что это будет примерно пятидесятый ВАЗ 2101, выпускаемый на гигантском заводе на Волге.
Лада ВАЗ 2101 Жигули | фото: Архив Павла Копачека
Если не принимать «факты», которые были опубликованы в книгах в нашей стране в 1970-х годах («первая русская машина датируется 1741 годом и была построена крестьянином Леонтием Шамшуренко, а 30 лет спустя - Иваном Кубилиным»), то производство (особенно) легковых автомобилей в этой огромной империи всегда было каким-то образом связано с зарубежными странами, будь то законное или незаконное.
Даже во времена Сталина для «простых людей» было немыслимо думать о своей машине - в отличие от так называемой «Вервушки», которой не хватало только лицензионного Ford A (ГАЗ А), скопированного Buicky в середине года. 30-х годов, небольшой серией, построенной бывшим Путиловским оружейным заводом и метко названной «Красный Путиловец», или послевоенные ЗИСы по американскому образцу.
26 фотографий
И такая могущественная потворство роскоши: осужденный, роскошный Делоне-Белевиль из Императорского гаража, но правительственные дома для выздоравливающих в Крыму, чтобы им были готовы Изотта Фрашини и Линкольн, в московских офисах тогда в основном Packard, Buick, но Rolls- Ройс. У Ленина было три, у другого - Молотов, а на рубеже 60-70-х годов в СССР было восемь новых роллс-ройсов.
Все это начало исчезать с приходом Никиты Хрущева, который хотел хотя бы символически думать о «рабочих». Однако он пошел своим путем, когда, вернувшись из Соединенных Штатов в конце 1950-х годов, заявил: «Американцы по-прежнему заявляют, что они производят больше автомобилей, чем мы. Но пусть будет! Мы не будем им подражать! Мы будем использовать автомобили более рационально, чем американцы, мы создадим огромную сеть служб такси и арендных кооперативов, откуда каждый рабочий или крестьянин сможет арендовать машину, если он хочет путешествовать… »Итак, ясно, что« рабочие » снова вытерли носы. С другой стороны, сегодня восторженно говорят о тенденции совместной мобильности, каршеринга, краткосрочной аренды автомобилей с поминутной зарядкой ...
В 1964 году Хрущев был свергнут сторонниками жесткой линии Леонида Брежнева. Он собрал вокруг себя единомышленников, но Советский Союз больше не был оборванной страной после кровавых сталинских погромов. И Брежнев любил машины, дорогие и примечательные.
По его указанию тогдашний премьер-министр Косыгин позаботился о стремительном развитии всего, что связано с программой производства автомобилей для самых широких слоев населения. Но где взять то, чего нет? Москвич в то время доделывал новый 408, но его дебют еще оставался звездным, Запорожье (называвшееся «Хрбач» или «Запор») было неудачной копией Fiat 600, а затем NSU Prinze 4, а на Волге - средней. Русский думать не мог.
Но существовал оригинальный план индустриализации территории вокруг исторического города Ставрополя на Волге. Здесь все началось быстро: еще в конце 1950-х годов остатки древнего города исчезли под поверхностью водохранилища плотины, а рядом с ним выросла гигантская гидроэлектростанция, питавшая, в том числе, завод. для ракет большой дальности.
Контакты с Италией
Пойдем по стопам отношений россиян с Fiat: их отцом был директор Витторио Валетта, отношения которого с Кремлем начались на рубеже 1950-1960-х годов. Однако все началось минуту назад с правителя Fiat Джанни Аньелли , который встретился с Хрущевым. Контакты русских с Италией изначально были сосредоточены на тракторах и сельскохозяйственной технике.
После того как советская партия проявила интерес к производству личных Fiat, освященных представителями обеих стран, центральным комитетом партии, правительством и ГУ «Гивпроавтопром», лед наконец сдвинулся.
СССР внимательно изучил большое количество нововведений как с Востока, так и с Запада и, наконец, остановился на Италии, которая, вероятно, наиболее идеологически симпатизировала ему под традиционным влиянием коммунистов. Вторым большим фаворитом должен был стать Renault. Говорят, что тот факт, что русские могли частично оправдать сотрудничество с капиталистами сильной позицией коммунистических партий в местной политике, также сыграл роль в выборе.
Таким образом, светящийся Fiat 124 стал избранным, хотя у нас не будет иллюзий, что такая жизненная сделка прошла без каких-либо «заметных».
Перед праздниками 1965 года Валетта и Косыгин подписали соглашение об оказании технической помощи Fiat советскому партнеру в строительстве автозавода и запуске производства. В конце концов, пора было. Как видно из рассекреченного меморандума министра автомобильной промышленности Алексея Тарасова от декабря 1965 года, в США одна машина на 2,7 человека, а в СССР - на 238 человек. Непостижимо ...
Наконец наступил день «Д»: 15 августа 1966 года в половине пятого было подписано соглашение, которое изменило ситуацию в частной автомобильной промышленности Восточного блока. Витторио Валетта расписался за итальянскую сторону, Александр Тарасов - за советского министра.
Соглашение подписывают министр автомобилестроения России Александр Тарасов и генеральный директор Fiat Витторио Валетта.
Город машин
Строящийся город был назван Тольятти в честь председателя Коммунистической партии Италии, который умер в 1964 году во время отпуска в Ялте, политическом курорте Крымской Ривьеры на берегу Черного моря. Ставрополь был переименован в Пальмиру Тольятти через неделю после его смерти.
Должно быть, это была великая слава. Агентство ТАСС разослало фотографии зданий по всему миру, на которых гигантские транспаранты с двуязычными надписями «Да процветает дружба народов Италии и Советского Союза!»
Строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ) началось осенью 1966 года, хотя официально оно должно было начаться не раньше 3 января 1967 года. Советское правительство гарантировало строительство безусловным приоритетом. Новый заводской город стал известен как Автоград и олицетворял суть всего, что могла предложить хромая плановая экономика тогдашнего шестого мира.
Московская газета «Правда» сообщала о тысячах тонн цемента, железа или перемещенного грунта ежедневно, а в одном мартовском номере 1967 года даже использовала невероятный заголовок «Пятьсот гектаров под крышей!» - размеры отдельных залов, количество единых сборных домов. для сотрудников или количество автобусов, необходимых для перевозки.
Имя
Итак, суть ясна, Fiat 124, иногда называемый в данном случае Fiat 124 R (русский), будет производиться. Но как его зовут? Выбор названия может напоминать свидетелям объявленного одним чехословацким автомобильным изданием «конкурса» на обозначение типа новой переднеприводной Škoda, хотя название Favorit уже было выбрано.
Россияне также объявили конкурс. Собрались сотни разных и одинаковых имен, конечно же Спутник, Ракета, Восток, но еще и «Мечта» (мечта), «Юносу» (юность), а также имена птиц, сказочных персонажей и животных. Только один из дизайнеров нового автопроизводителя предложил назвать машину в честь близлежащих Жигулевских гор. Договорились, напоенный водкой, новичка назовут Жигули.
И сразу назван в Италии, потому что товарищи друзья взяли на себя обязательство разработать форму всех надписей и знаков. Хотите услышать историю? Первые образцы, собранные в Италии по российским спецификациям, вышли без эмблем кулеров. Поэтому сначала он попробовал слегка наклонный вертикальный прямоугольник (как у Fiat), но с надписью VAZ. Немного, не так ли? Затем последовало знакомое стилизованное изображение парусника. Он понравился прямоугольным и мощеным дизайном, но тут под парусник кто-то поставил надпись TOGLIATTI - собственно кириллицей TOTTI, и пожар был на крыше.
Весь корпоративный обмен КГБ был замечен, потому что автопроизводитель, о котором писали во всем мире и чьи фотографии были ежедневным содержанием основных новостей, был засекречен, включая его местонахождение! Так что прочь с Тольятти! Но прежде, чем роман утих, они поговорили с Фиат о гоблине, что они и сделали: у нее сразу же написана кириллица в виде дифтонгов. Таково ЯА, написанное по-русски Я. И один из итальянских художников-графиков нечаянно перевернул персонажа и превратил его в обычную букву R, так что внезапно под красивой лодкой блестел яркий двуязычный каскад… ТОЛЬРТТИ… Никто даже не мог этого сказать.
Было изготовлено от 30 до 35 таких отходов, они были немедленно разобраны, и сегодня они почти уравновешены золотом. Полное название новой машины было: ВАЗ 2101 Жигули. Но вскоре все изменилось - выяснилось, что слово iguli вызывает неприятные и недостойные коннотации в некоторых языках, поэтому оно приняло название Lada, используемое автопроизводителем по сей день, в случае 2101, а затем краткой Lada 1200. Оно должно быть Добавим, что Брюссельский автосалон изначально был представлен под названием «Славия».
Когда мы упоминаем название, мы предвидим небольшое дальнейшее развитие событий и пытаемся расшифровать числовой код первой произведенной и проданной модели, то есть 2101. 01), а затем и первой модели этой серии. Поэтому вторая модель (универсал) получила название 2102, но на рынок вышла 21011, которая является не отдельной серией, а продолжением базовой модели 2101 двигателем 1300 см³ и некоторыми незначительными отклонениями: числовые коды иногда имели пятая цифра, обозначающая модификацию, то есть модификацию №1 модели 2101.
Сложный? Да, значительно - но такова, наверное, вся русская душа и страна. Не все модификации пошли на наш рынок, Mototechna, вероятно, станет филиалом некоего института в Праге-Богнице. Еще был ВАЗ 21013, который, с другой стороны, представлял собой оригинальный двигатель объемом 1200 см³ в более оснащенном кузове 21011. АвтоВАЗ начал экспортировать серии 21012 и 21014, то есть правые 2101 и 21011, в страны с левым двигателем. -ручное движение.
И для полноты картины упомянем прототипы с двигателем Ванкеля с маркировкой 21018 (однороторный) и 21019 (двухроторный). А чтобы путаница была идеальной, была еще шестая цифра кода, обозначающая, например, дизайн для сибирских морозов или тропических зон, модификации для инвалидов (с необходимым профилем персонала) или «заточенные» версии для полицейских сил. .
По соглашению в СССР прибыло несколько десятков оригинальных Fiat 124, а позже и Fiat 124 Special. И здесь был камень преткновения. Уравнение žigulík = Fiat 124 не случайно. Обе машины похожи только визуально. Их разделяет более 800 отклонений! Когда отполированные итальянские седаны забирали закаленные россияне, летели только осколки. Первые Фиаты буквально развалились всего через 5000 км - и ездили они только по Москве!
Министерство дало руководителю тестирования две недели на то, чтобы составить список изменений, который будет отправлен в Турин. А пока шла дальнейшая езда и другие неприятности: треснули целые кузова, сломались подвески колес, задние тормозные колодки протянули всего 500 км, потом слетали вместе с дисками. Недостаточный клиренс рвал выхлопы и часто ванна «уходила».
Вы знали, что ...
- Fiat 124 выиграл титул "Автомобиль года" в 1966 году.
- В течение 124 лет и его производные, помимо СССР, производились также в Испании, Турции, ЮАР и Южной Корее.
- ВАЗ 2101 планировалось продавать в СССР по цене 1 рубль за килограмм «машины», то есть около 1000 рублей, но после вмешательства Госконтроля цена выросла до 5300 рублей.
- ВАЗ провел 2101 испытаний с автоматикой
- 2101 имеет мемориал в Москве на улице Привольна.
- Более выгодный расход и мощность двигатель получил благодаря карбюратору Weber 32 DCR, выпускаемому по лицензии в СССР (ДААЗ 2101).
- Потомки 2101 выпускались до 2012 года.
У машин не было буксирных проушин, поэтому кранам приходилось бежать к обломкам. Трещины в подоконных стойках и картерах дифференциала, амортизаторы перестали глушить через 2000 км и начали взрываться, трансмиссия оказалась слишком исправной. Сообщалось, что в Турине список дефектов посерел, и когда присутствующий представитель АвтоВАЗа потребовал немедленного пересмотра документации, потрясенный директор спросил его: «Ты что, не думаешь о строительстве дорог?»
В итоге, однако, все обернулось удачно, благородный двухцилиндровый агрегат, которым так гордился Fiat, исчез из-под капота, увеличился дорожный просвет, а на задние колеса вернулись проверенные временем тормозные барабаны. А в передний бампер добавлено отверстие для запуска кривошипа. Жигулик стал стационарным механизмом, который мог починить даже деревенский кузнец. И вот как его узнал весь мир: 19 апреля 1970 года, в день столетия со дня рождения В.И. Ленина, с первого конвейера сошло шесть пахнущих новинкой 2101, две из которых были синими, а четыре - красными.
Эти два оттенка выпускались еще несколько месяцев, потому что других лаков еще не было. Год спустя Тольятти вышел на полную мощность, а через три года после церемонии производства с рельсов ежегодно сходило почти 400 000 автомобилей - и многие западные автопроизводители иногда не могли этим похвастаться. В первоначальном виде жигулик производился до 1982 года.
Первая партия поступила на рынок Чехословакии в 1971 году, но несколькими годами ранее нетерпеливые участники торгов обрушили на все редакции и организации автомобильные компании, чтобы узнать даты и количество импорта. В то время вместе с Dacia 1300 это был самый современный автомобиль на современном рынке. В начале 1970-х Mototechna продала его за 58 000 чешских крон, Tuzex сначала за 12 500 крон Tuzex (1973), позже за 13 500 TK. Однако можно констатировать, что любой жигулик оставался товаром под прилавком до ноябрьского переворота, а его престиж был почти равен западным автомобилям.
К 1989 году в Чехословакии было продано более 365 000 из них, и можно было бы найти больше покупателей, но они были недоступны. Еще в 1988 году у дилера Mototechna было зарегистрировано 120 000 человек, а их поставки составляли около 10 000 штук в год. После 1989 года и открытия западного рынка интерес упал почти до нуля. Однако в России и других странах постсоветского пространства тольяттинские автомобили сохраняют свою популярность уже несколько десятилетий.
Заднеприводные автомобили производятся в России более 40 лет. Последний универсал ВАЗ 2104, в квадратных линиях которого легко узнавался оригинальный жигулик, не покидал завод в Ижевске до сентября 2012 года.
Мы подошли к концу полувековой истории ВАЗ 2101. Мы намеренно не приводим стандартные данные, которые вы можете узнать с первого взгляда в Интернете. Скорее, мы попытались уловить обстоятельства начала производства и то, что предшествовало самому производству, а в более широком контексте - условия послевоенного автомобилестроения СССР.