Найти в Дзене
РОКЛЯ

Путь Петра

Оглавление

15 июля 2021, на 71-м году жизни, завершился земной путь советского музыканта и актера Петра Николаевича Мамонова.

Настоящая публикация представляет собой краткий обзор его творческого пути.

Ранее на канале РОКЛЯ были сделаны обзоры творческого пути следующих музыкантов: Пола ДиАнно ("Тот самый ДиАнно"), Брюса Дикинсона ("Брюс Бронзовый"), Блэйза Бэйли ("Исповедующий металл") и Гленна Хьюза ("Британская порода").

Петр Николаевич Мамонов (1951 - 2021)
Петр Николаевич Мамонов (1951 - 2021)
"Я самый плохой, я хуже тебя
Я самый ненужный, я гадость, я дрянь
Зато я умею летать!"
(из песни "Серый голубь")

Петр: ранние годы

Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 в Москве и провел детство на Каретном ряду, в том же дворе, где и ранее - культовый бард Владимир Семенович Высоцкий.

С ранних лет Петр проявил свои экстраординарные наклонности, был не раз выгоняем из школы за хулиганские поступки, демонстрировал наклонности к танцам и интерес к музыке.

Непростой характер молодого человека не раз проявлялся и на улице. Пьянство, споры и драки - такова была будничная реальность Петра на улицах центра столицы. Во время одной из драк Петр получил серьезное ранение грудной клетки, но врачам удалось его спасти и он выжил. На некоторых фото или, например, в кадрах из фильма "Игла" хорошо виден большой шрам от того ранения.

Кадр из фильма Игла. Хорошо виден шрам у Петра на груди
Кадр из фильма Игла. Хорошо виден шрам у Петра на груди

В музыкальной среде распространено мнение, что в советское время для творческого роста и развития вне рамок официальной идеологии больше возможностей имели те подростки, которые имели связи для знакомства с западными музыкальными релизами, и творческая биография многих артистов это подтверждает.

Петр Мамонов не является в этом плане исключением. Неудивительно, что элитный район Москвы, где он провел детство и подростковые годы, был населен высокими чиновниками и артистами разного ранга. Через них, в частности, через отчима школьного товарища, Александра Липницкого, юный Петр познакомился с записями классических представителей западной танцевальной музыки. Больше всего за свою экспрессию ему нравились Майлс Дейвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тернер.

В 1960-х Петр вместе с друзьями играет на ударных, бас-гитаре и клавишных в школьной группе Экспресс.

В 1970-х Мамонов неоднократно меняет место жительства, переживает социопатические настроения и депрессию, сходится и расходится с представительницами противоположного пола. Стабильное место работы, кажется, тоже не для него: редакция журнала "Пионер", банщик, кочегар, массажист, грузчик, переводчик - вот неполный список его специальностей.

Знакомство с Артемием Троицким, которому в начале 1980-х Петр решился показать результаты своих поэтических изысканий, Александром Липницким и другими музыкантами московского и ленинградского рок-андеграунда в лице групп Браво, Центр, Аквариум, Кино и других, в конце концов привели Петра Мамонова к созданию своей рок-группы.

Мамонов Петр. Примеряя маски
Мамонов Петр. Примеряя маски

Вторая половина 1980-х: Петр классический

В январе 1984 в актовом зале московской спецшколы № 30, где учились Мамонов и Липницкий, на полуподпольном концерте, состоялась первое выступление новой группы Звуки му. Таким образом, датой рождения группы является зима 1983/1984.

Кроме Мамонова и Липницкого, в классический состав группы входили младший брат Петра, гитарист Алексей Бортничук и клавишник Павел Хотин. Ударником классической формации Звуков му считается пришедший позже Алексей Павлов. Присутствовавший на концерте Сергей Рыженко (Футбол, ДДТ) метко окрестил стиль услышанных песен как "русские народные галлюцинации".

Звуки му, классический состав: Мамонов, Хотин, Липницкий, Павлов, Бортничук
Звуки му, классический состав: Мамонов, Хотин, Липницкий, Павлов, Бортничук

Летом 1984 на даче Липницкого в поселке Николина гора (Московская область), группа интенсивно репетирует новый материал. В 1985 Звуки му проходят прослушивание в Московской рок-лаборатории, что легализует коллектив и дает ему гастрольную путевку в жизнь.

Начавшаяся перестройка, открывшая народные барьеры интереса к рок-музыке, делает Звуки му одной из самых культовых рок-групп Советского Союза второй половины 1980-х. Очевидно, что этому способствуют авангардный подход к созданию музыки и выступлениям, социально-бытовая тематика текстов Мамонова, динамичные гастроли, его невероятная сценическая харизма, пластика, креативная манера вокализации.

Подпольный рок-журнал "Рио": "Петр Николаевич предстал на сцене как искуситель, заставляющий видеть то, что не хочешь, что неудобно видеть и неэтично выставлять напоказ. Но ведь смотрим, черт возьми, смотрим и видим".
Один из журналистов после концерта в Ташкенте: "Публика с ума сходила, а Петя на сцене такие кренделя выделывал, что смерть — не поймешь, плакать или смеяться от его скрюченных ножек и перекошенной со слюной рожи".
Павел Хотин: "Когда Мамонов на самых первых репетициях начинал вытворять секс с микрофоном, он распугал немалое количество сотрудничавших с нами музыкантов. Люди быстро покидали группу, потому что это было страшно круто. Это были минуты какого-то настоящего откровения, далекого от рационального восприятия и чуждого по своей природе этому миру".

В 1988 Звуки му в очередной раз пробуют записать накопившийся материал на своем дебютном альбоме. Это получается благодаря Василию Шумову (solo, Центр, Москва), который выступил в роли продюсера дебютной, двойной пластинки группы "Простые вещи".

обложка альбома
обложка альбома

На мой взгляд, альбом звучит суховато, больше "по-шумовски", чем "по-мамоновски", но самое главное - он нравится лидеру группы. "Досуги-буги", "Серый голубь", "Источник заразы", "Бутылка водки", "52-й понедельник" - пластинка практически полностью состоит из хитов, и по сей день ассоциирующихся с самим названием "Звуки му".

Тогда же, в 1988, Звуки му записывают свой самый любимый альбом "Крым", содержащий самые новые на тот момент песни.

обложка альбома
обложка альбома

Обложки альбомов группы, как можно заметить, такие же, как и ее музыка - минималистичная, вызывающая, авангардная.

Знакомство с продюсером Брайаном Ино (Великобритания) выводит группу на новый уровень - после записи пластинки "Zvuki Mu" группа гастролирует по Европе и США.

обложка "экспортного" альбома
обложка "экспортного" альбома

В январе 1989 Звуки му эффектно (хоть и под фонограмму) выступили в передаче "Музыкальный ринг" вместе с другими представителями рок-андеграунда (который к тому времени уже вышел из подполья на мировую арену).

В декабре 1989 на сцене Горбушки классический состав Звуков му выступил в Москве последний раз, а в 1990 дал в Нью-Йорке свой последний концерт. Решение Петра Мамонова распустить коллектив казалось странным, и в тоже время логичным. Ведь именно тогда Егор Летов распустил Гражданскую оборону, а Василий Шумов - Центр. Наступившие времена постперестроечного похмелья привели к снижению ценности музыки, сделали невозможным длительные гастроли, насытился "красной волной" рок-музыки и Запад.

Лица рок-тусовки 1980-х: Кинчев, Мамонов, Жариков, Шумов, Гребенщиков
Лица рок-тусовки 1980-х: Кинчев, Мамонов, Жариков, Шумов, Гребенщиков

Нельзя не отметить и первые пробы Петра Мамонова в качестве артиста кино, среди которых, прежде всего, выделяются фильмы "Игла" (1988) с Виктором Цоем и "Такси блюз" (1990), показывающие болезненный социальный излом, бытовую безнадежность и драму "маленького человека" того времени.

1990-е: Петр альтернативный

Записанный после возвращения из США и принятия Мамоновым решения о роспуске группы, альбом "Транснадежность" (1991) вряд ли мог получиться успешным - и он им не получился.

обложка альбома
обложка альбома

Основанный Мамоновым и Бортничуком новый проект Мамонов и Алексей записал одноименный альбом, музыкальным событием не ставший - то ли не хватило музыкальных красок и энергетики музыкантов канувшего в Лету состава, то ли это были времена, не способствовавшие музыкальным открытиям.

обложка альбома
обложка альбома

Дуэт также записал инструментальный альбом "Инструментальные вариации", который лег в основу следующего релиза.

Дело в том, что в процессе создания материала Мамонову показалось, что он требует более жесткого звучания, чем его союз с братом и драм-машиной. И посему после прихода ударника Андрея Надольского и басиста Евгения Казанцева Звуки му были реформированы.

Звуки му в середине 1990-х: Надольский, Мамонов, Бортничук, Казанцев
Звуки му в середине 1990-х: Надольский, Мамонов, Бортничук, Казанцев

Так как музыкальная основа будущих композиций была практически готова, работа спорилась, и скоро увидел свет новый альбом "Грубый закат" (1993).

обложка альбома
обложка альбома

"Грубый закат" - несомненно, один из лучших альбомов группы и Петра Мамонова вообще. Яркие аранжировке вкупе с мастерством маэстро, вышедшим на новую высоту, действительно делают пластинку произведением искусства.

Группа возвращается к концертной деятельности, и на выступлениях Звуков му по-прежнему есть на что посмотреть.

Отдельно стоит выделить выступление группы на фестивале популярной в ту пору телепередачи "Программа А".

В 1994 Петр Мамонов встретился с Василием Шумовым в Лос-Анджелесе (США), где старые знакомые записали пластинку "Русские поют", представляющую собой сборник каверов на западные рок-стандарты и являющуюся ныне абсолютным раритетом.

обложка альбома
обложка альбома

Очень жаль, что эта встреча двух грандов русскоязычного альтернативного рока оказалась последней...

1995 можно назвать переломным годом в жизни Петра Мамонова. Это год, когда начинается тот Мамонов, которым он прожил свою последнюю четверть века. Петр Николаевич переезжает в деревню под городом Верея (Московская область), обзаводится хозяйством, принимает православие, все больше отходя от музыки и занимаясь театральными постановками и работой, связанной с кино.

Подготовленная в этих условиях новая программа также задумывается для театральной постановки, где Казанцев должен был изображать петуха, Бортничук — рыбу, Надольский — птицу, а сам Мамонов при этом бы пилил сук, на котором сидит, затем перепиливал и падал с большой высоты в заросли крапивы.

Напряжение в группе усиливалось, постановка так и не была реализована, и 31 октября 1995 в Московском драматическом театре имени Пушкина Звуки му дали свой последний концерт (по сути, он остался незавершенным: публика вела себя неадекватно, и он завершился досрочно).

Петр Мамонов: "Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял "Звуки му" именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху".

Альбом "Жизнь амфибий, как она есть" (1996) оказался для Звуков му посмертным.

обложка альбома
обложка альбома

Тогда же был издан сборник "П. Мамонов 84-87", содержащий редкие записи с квартирников 1980-х.

Многие остались недовольны тем, что Петром Мамоновым, который ушедшую эпоху своей жизни теперь именовал не иначе, как "скотоподобной", были удалены вызывающие комментарии между песнями.

Какое-то время новых музыкальных записей не было, а Петр Мамонов сделал несколько театральных постановок. Не стоит забывать и о его новых ролях в кино: фильм "Время печали еще не пришло" (1995) вне всяких похвал и интересен уже хотя бы с точки зрения того времени, когда он вышел.

Время печали еще не пришло, 1995
Время печали еще не пришло, 1995

В 1999 вышел сборник "Шкура неубитого", куда вошли редкие композиции Звуков му.

Пожалуй, наиболее раритетная запись из представленных на диске - "Me & Motocicle", относящаяся к совсем ранним музыкальным экспериментам маэстро.

2000-е и далее: Петр артистический

В 2001 вышел новый альбом "Шоколадный Пушкин". Как можно заметить на его обложке, запись обозначается как "лит-хоп", то есть некая литературно-мелодическая декламация.

обложка альбома
обложка альбома

Сама же запись представляет собой саундтрек к новому спектаклю Петра Мамонова.

Несмотря на эпизодическое участие Алексея Бортничука, этот и последующие альбомы выходят под вывеской "Звуки му", хотя по сути представляют собой сольные альбомы Петра Мамонова, по стилю колеблющиеся между minimal, avantgarde и spoken word, местами переходящий в поток сознания.

"Шоколадный Пушкин" был высоко оценен критикой, хотя мне интереснее кажутся три следующих альбома, "Электро Т." (2002), "Мыши 2002" (2003) и "Зелененький" (2003).

обложка альбома "Электро Т."
обложка альбома "Электро Т."

"Электро Т." - это вызывающий минимализм, с которого выделяются несколько произведений, прежде всего "Смерть".

Кстати, "Электро Т." театрального воплощения не имел.

обложка альбома "Мыши 2002"
обложка альбома "Мыши 2002"

Куда интереснее "Мыши 2002", который Максим Семеляк в рецензии назвал "наиболее внятным альбомом Петра Мамонова за последние несколько лет", а Артемий Троицкий отмечал, что "вещей с такой энергией не слышал от Мамонова лет десять". "Спишь - не спишь", "Метет", "Про снег", "Моя любовь" вполне могут претендовать на почетные места в условном сборнике The Best Петра Мамонова и Звуков му.

Название альбома Петр Мамонов объяснял тем, что "мыши - это мысли, и их едят коты".

обложка альбома "Зелененький"
обложка альбома "Зелененький"

Не менее интересные, "развернутые" композиции можно найти и на альбоме "Зелененький".

Альбомы "Мыши 2002" и "Зелененький" нашли свое театральное воплощение в новой программе.

обложка сборника "Шкура неубитого-2"
обложка сборника "Шкура неубитого-2"

Сборник "Шкура неубитого-2" (2002) интересен прежде всего такими композициями, как "Дорога", "Лотос" и "Ученичок".

Альбом "Великое молчание вагона метро (стихи)" (2003) мне кажется лишенным крылатости своих предшественников, релизом, которому не хватает чего-то существенного.

обложка альбома
обложка альбома

Особенно бледно он выглядит на фоне следующего альбома "Сказки братьев Гримм" (2005), которому было суждено оказаться последним музыкальным релизом Петра Мамонова.

обложка альбома
обложка альбома

С альбома стоит отметить такие композиции, как "Разбойник и его сыновья" и "Старый Кринкранк".

Во второй половине 2000-х Петр Мамонов полностью погрузился в актерское искусство мира кино.

Фильм "Пыль" (2005) - это вызывающий минимализм и авангардизм, достойный внимания. Петр Николаевич играет в нем эпизодическую роль, однако в конце фильма произносит длинный и впечатляющий монолог.

Пыль, 2005
Пыль, 2005

Вне всякого сомнения, вершиной Петра Мамонова как киноактера является фильм "Остров" (2006). Блестящая игра звездного состава актеров, мастерски поставленные вечные вопросы, прекрасные съемки и атмосфера фильма делают его настоящим киношедевром.

Остров, 2006
Остров, 2006

Не менее интересен и фильм "Царь" (2009). Благодаря роли Ивана Грозного и последней роли Олега Янковского, картина получилась эмоциональной, яркой, содержательной и философской. Пожалуй, "Такси-блюз", "Остров" и "Царь" я назвал бы лучшими киновоплощениями Петра Мамонова.

На мой взгляд, в 2010-х творческий путь Петра Мамонова стал лишен какого-то осмысленного стержня и внятной концепции.

Если разобраться, то творчество маэстро происходило в трех плоскостях: музыкальной, киноактерской и литературно-театральной. И если в кино после "Царя" у Петра Николаевча не было значительных ролей, то логично было бы предположить, что маэстро сосредоточится на новом альбоме и постановке.

В 2010-х Петр Мамонов дает много интервью, где мило рассуждает о вечных вопросах и своем сложном пути. Но под многословной шелухой, порой наивной и нравоучительной, есть весьма зрелое зерно истины - когда артист говорит о том, что призвание любого художника - писать о "маленьком человеке", его тяжелой судьбе, драме и месте в нашем странном мире.

Тем временем, Петр Мамонов эффектно выступил на фестивале "Рок над Волгой" (Самара) в 2011. В то время Петр Николаевич ездил с программой "Мне 60".

В большом интервью на ОРТ в 2012 у Петра Мамонова спросили про большой перерыв после выпуска последнего альбома, на что он ответил, что фильмы "Остров" и "Царь" потребовали "меня всего", но новые песни "конечно, будем записывать".

Воодушевленный эти обещанием, я стал ждать этот самый новый альбом и оказался на концерте Мамонова 6 декабря 2013 в клубе Б2 (ныне не существует). В тот вечер состоялся очередной концерт маэстро с программой "Дед Петр и зайцы", презентующей материал "Сказок братьев Гримм", черед которых наконец пришел, и новых песен.

билет на концерт Петра Мамонова 6 декабря 2013
билет на концерт Петра Мамонова 6 декабря 2013

Возможно, читателям и подписчикам канала будет интересно ознакомиться с выдержкой из записи концертного дневника автора, посвященной этому выступлению:

"...Конечно же, я и раньше слышал странное словосочетание "Звуки Му". Практически без боязни ошибиться, первый раз я прочитал его на кассете из серии "Легенды русского рока", вполне возможно даже, что это было в Косино в ларьке, где продавали кассеты. Помню, я поинтересовался тогда у знакомого, что же играет такая диковинная группа, на что он мне поведал, что это "конченные алкаши" и все песни "про то, как я нажрался".
Первый раз я увидел видео Мамонова с перфомансом "Спишь, не спишь" в июне 2011. Сказать, что перфоманс тот произвел впечатление – ничего не сказать. И все же, настоящее открытие ждало меня в апреле 2012: Постовой на Музыкальном ринге-89! Вот это уже снесло крышу окончательно.
Разумеется, во время подготовки к концерту я целенаправленно послушал все альбомы Му классического, позднего, и литературно-театрального периода, посмотрел впервые "Время печали еще не пришло", пересмотрел "Остров" и "Царь", посмотрел несколько передач с интервью с Петей. Тут открытий ждало больше: Хорошая песня, Источник заразы, Отдай мои вещи, Про снег, Моя любовь, и конечно великолепная Лотос.
...Надежда, что публика заслужит и Петя "даст старенького", все же оставалась: все же клуб, а не театр – "народу движухи и хитов захочется". Впрочем, пару новых вещей я оценил: Я пошел в универмаг… мне понравилась еще по выступлению на Нашествии-11 (там, где Петя мощно сделал Досуги-буги), а Волосы твои на ветру, которую открыл по съемкам из Одессы от марта, выучил наизусть почти сразу…
В общем, минут в 5 десятого (концерт был заявлен на 21) мы заняли в танцпартере довольно удобную позицию, народ периодически звал героя дня, но из знакомой уже гримерки вышла, как я понял, сама Ольга Мамонова и сказала "стоит в пробке, скоро будет". Эту весть передали по толпе "вестовые", что напомнило мне сцену из фильма "Царь".
Минут через 5 на сцену поднялся и Петя - в серой одежде как для разнорабочих, с большой головой и руками, он показался интересным персонажем, или, точнее, его было интересно изучать. Мы встали недалеко от гримерки, видно было нормально, звук был хорошим. На экране транслировался фильм, где с одной стороны Мамонов играл на гитаре, а с другой – он же на басу (под одну из композиций Петя-басист улетучился по диагонали в верхний в левый угол экрана). Под нехитрый, но мной любимый минималистичный эмбиент третий Мамонов – живой – продекламировал все композиции со Сказок (кроме Кринкранка – он в сильно измененном виде был сыгран на гитаре уже во второй половине программы).
Я не сказал бы, что Петя сильно "выкладывался", хотя на вид был вполне здоров – так, пару раз перевернулся через голову, пожестикулировал с подставки под Золушку и Ежа, бросил копье под Гейнриха, немного погримасничал, покривлялся… Далее Петя облачился в уже знакомый по Одессе и отзывам голубой слащавый костюм, и с отлично звучащей акустической гитарой исполнил свои новые песни (Я пошел… и Волосы… были, и наверное, произвели самое сильное впечатление, кроме них В каком году?.. тоже совпала с моим нынешним ностальгически-депрессивным настроением), и пару раз какие-то "путевые заметки".
В зарисовке из зимнего Крыма с пивом я заметил сквозь листочек, что он напечатан на машинке – любимый Петин способ буквоотображения на бумаге. Из других новый вещей как-то обратили на себя зарисовка про Павелецкий вокзал, где «люди идут с завода дубильных кож, я на каждого из них похож» и милая вещица школьника про то, что "тебе теперь ранец носит другой и ты мои записки не читаешь". Что же, новый альбом созрел, но вещей классического и позднего периодов мне лично не хватило. Судя по всему, не только мне: кто-то во время концерта их требовал "во все воронье горло", кто-то после концерта сказал мне об этом тихо и скромно. Преемственность должна быть («Грубый закат, шестое декабря…»)…
Минут 10 автографов от Пети ждало человек 12, в том числе и мы. Петя вышел, и, довольный вниманием, стал общаться с публикой. Мы получили закорючки – некоторые на обложку Острова, я на обложку своего mp3-сборника, и поехали по домам. Ладно, в любом случае интересно и необычно, да и концерт длился больше полутора часов, а пролетел на одном дыхании – тоже хороший признак".

Из цикла последних, так и не записанных песен, я бы выделил "Волосы твои на ветру...". В ней привлекают нарастающая динамика, извилистый путь мрачноватой, ассоциативной мысли автора.

А что же бывшие коллеги Петра Николаевича по Звукам му?

К сожалению, басист Евгений Казанцев умер в 2003 после долгой борьбы с туберкулезом.

Павел Хотин, Алексей Павлов и Александр Липницкий, участвуя в ряде музыкальных проектов, с 2000-х давали редкие выступления под названием отЗвуки му. В качестве гостей и вокалистов к ним присоединялись Артемий Троицкий и Василий Шумов.

В одном из интервью в 2014 Александр Липницкий поведал, что по случаю 30-летия Звуков му и 25-летия последнего концерта классического состава в Москве, он обратился к лидеру группы через его супругу и директора Ольгу с идеей провести реюнион группы. Жаль, что из этой идеи так ничего не вышло...

Петр и Ольга Мамоновы
Петр и Ольга Мамоновы

На фоне этих событий выступления Петра Мамонова с новой программой "Незнайка" и новым аккомпанирующим составом под названием Совершенно новые Звуки му вызывали у меня недоумение: а как же новый альбом? да и зачем снова эксплуатировать старое название, ведь ясно же, что на афишах будут подчеркивать словосочетание "Звуки му", неизменно вводя зрителей в заблуждение, если при этом в составе никого из Звуков му нет, и песни этой группы исполнять не собираются? Тогда гораздо логичнее было бы записать новый альбом и отправиться в тур под новым названием...

афиша некоего непонятого мной проекта
афиша некоего непонятого мной проекта

Впрочем, оригинально тут Мамонов или те, кто подал ему эту идею, не поступили: так же, например, в конце 2010-х вводил в заблуждение зрителей Вячеслав Бутусов (о чем упоминается в обзоре "Галерея лиц").

Следующая программа Петра "Как я читал святого Исаака Сирина" тоже интереса во мне не вызывала - уж что-то, но проповеди от авангардистов и рок-ветеранов, пусть и искренне верующих в Бога, мне точно не интересны...

И все же, наследие классиков советского Рока не дает публике покоя. Иначе как не иссякающим народным интересом не объяснишь выход в 2019 "Live in Ливерпуль" - стильно оформленного и отлично звучащего альбома, содержащего запись концерта в Ливерпуле (Великобритания) от 3 мая 1989.

Портал InRock, 2019: "Александр Липницкий (бас), Алексей Бортничук (гитара) и Павел Хотин (клавишные, второй голос) стараются разнообразить звучание, гитарные и клавишные украшения заметны, Петр Мамонов – заунывен и мрачен до готичности, хорошо звучат барабаны Алексея Павлова. Концерт записан неидеально, а вот на эфире у Пила звук гораздо лучше.
Что ж, та экспансия продолжения не получила, но сомнений в кондициях и тогдашнем потенциале советского рок-н-ролла не возникло ни разу".
обложка альбома
обложка альбома

В качестве бонусов на альбоме размещены записи, сделанные во время радиопередачи у легендарного ведущего Джона Пила.

Конечно, логично и правильно было бы приурочить к презентации альбома концерт, посвященный 35-летию Звуков му, 30-летию того концерта и последнего перфоманса классического состава в Москве, но все, увы, ограничилось скромной встречей с отЗвуками му в московском музыкальном магазине "Дом культуры" на Кутузовском проспекте...

В марте 2021 погиб Александр Липницкий, в апреле Петр Николаевич Мамонов отметил в кругу друзей и поклонников 70 лет, а в июне состоялось его последнее выступление. Следующее было намечено на сентябрь, но в июле маэстро не стало...

Петр Мамонов вел довольно интересные передачи на радио, ознакомиться с их записями можно на сайте артиста.

Петр Мамонов в конце 1980-х
Петр Мамонов в конце 1980-х
Василий Шумов: "В моём сердце навсегда останутся Петр Мамонов и группа "Звуки Му" 1980-х годов".
Карен Шахназаров, режиссер: "Петр Мамонов был большой артист. Он создал замечательные образы в фильмах Павла Лунгина, всем запомнился его потрясающий Иван Грозный. Его, конечно, невозможно никем заменить — настолько индивидуального и внутреннего существования это был артист. Приятное впечатление Петр производил и как человек — было в нем что-то настоящее, искреннее".
Павел Лунгин, кинорежиссер: "Петр Мамонов — это невероятный масштаб личности, непонятный, великий в своих падениях и великий в своих взлетах, до конца непонятый, ни там, ни там. Он все время искал какую-то правду, желал дойти до конца и в саморазрушении, и в поиске чистоты. Других таких людей я не видел, их нет и не будет больше никогда".

Петра Мамонова при жизни действительно не раз сравнивали с юродивым, имея в виду демонстративный, экспрессивный способ обличения человеческого несовершенства. Но я бы отметил, что Петр Николаевич родился Овном, а такие люди, даже будучи творческими, всегда отдают себе точный отчет в методах и средствах достижения цели. И каким бы с виду не был маэстро странным, потешным и наивным, внутри него всегда находился артист с характером, и лидер, хорошо понимающий, что он делает и для чего.

Таким был большой и содержательный творческий путь Петра Николаевича Мамонова, одной из самых креативнейших личностей ушедшей эпохи Москвы 80-х, перестройки и советского рока...

"...Ящик в моем погребе черного цвета
В ящике лед, на льду лежит рыба
Все меня обыскались, для друзей меня тоже нету
Я по своему старому адресу выбыл..."
(из песни "Волосы твои на ветру...")